Найти в Дзене
Конус

Родителям про рисуночные тесты

Рисунок, как диагностику, часто используют в детских садах и школах, поэтому родители детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста часто задают мне вопросы на тему интерпретации детских рисунков.

У рисуночных тестов, как и у всех проективных методик, довольно неоднозначная репутация, связанная с их массовым использованием на развлекательных сайтах и в молодежных журналах. Интерпретация «тестов» в рамках развлекательного контента настолько вольна, что ее нельзя считать достоверной. В то же время правильно подобранные проективные методики, могут быть, по-настоящему, информативными для специалиста.
Поэтому я решила написать небольшой пост, в котором постараюсь коротко и доступно объяснить людям, без психологического образования, что действительно можно понять из рисунка ребенка, а что является домыслами и субъективной оценкой взрослого.

1. При помощи рисунка можно оценить уровень развития ребенка.
Например, рисунок используют в оценке школьной зрелости детей 6-7 лет. Для групповой диагностики готовности к школе применяют скрининг Е. Екжановой, часть которого составляет задание нарисовать дом, дерево и человека. По тому, как ребенок выполняет задание можно с высокой вероятностью судить о готовность руки к письму, развитии внимания, памяти, мышления. Оценка одних и те же параметров, дублируется в другой части теста, поэтому результаты диагностики достойны доверия.

Что специалист оценивает в рисунке? Качество линий (нажим, четкость, завершенность контуров), присутствуют ли основные элементы изображения (кто перед нами человек или головоног), пропорциональны ли эти элементы, правильно ли использовано пространство листа и т.д.
Заметьте, в данном примере психолог рассматривает объективные критерии качества изображения и его соответствие заданию, и не строит никаких предположений о личности ребенка и его интересах.


2. Рисунок может рассказать о том, что интересует и беспокоит ребенка.
Это так, в том случае, если ребенок рисует на свободную или широкую тему.
Если, прочитав выше про рисунки дома, дерева и человека в скрининге Екжановой, вы вдруг вспомнили, что существует отдельный рисуночный тест Дж. Бака, который так и называется «дом, дерево, человек», нашли его в поисковике, и обнаружили, что Дж. Бак, в отличие от Екжановой, предлагает нам оценить личностные переживания ребенка (симптомокомплексы), и уже идете разглядывать рисунок своего дошкольника, сверяясь с ключом теста, то я не советую вам это делать.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста обычно рисуют по знакомому шаблону, так как их научили. Они каждый раз начинают рисовать человека с одной и той же части тела (обычно с головы или глаз), у них в каждом рисунке одно и то же расположение основных веток на дереве, похожая крона, и домик тоже с примерно одинаковым набором деталей. Если ребенок ВСЕГДА рисует человечков с крупными глазами – это не тревожность, это шаблон рисования. То же самое касается длинных «когтистых» пальцев на руках, крупного рта, непропорционально маленькой головы, раскидистых лап дерева, высокого забора у домика и т.д. Если ребенок всегда изображает людей, дома и деревья так – то это вопрос не к актуальному эмоциональному состоянию юного художника, а к его умению рисовать.
Если ребенок изобразил высотный многоквартирный дом, это не значит, что он одинок, возможно он изобразил тот дом, в котором живет на самом деле. В этом случае он вам еще и этажи посчитает и на нужное окошко укажет – «вон в том окошке я живу, вместе с мамой и папой». Для меня это маркер типа мышления: скорее всего так выполнит задание логик, а не фантазер.

Кошка в окне дома – не всегда символизирует общительность, с равной долей вероятности животное на подоконнике может говорить о желании завести кошку, о том, что у ребенка уже есть любимая кошка (скорее всего недавно появилась), о том, что ребенок накануне прочел сказку Сутеева про капризную кошку, для которой девочка рисовала домик или о другой свежей ассоциации. Солнце на рисунке тоже не всегда авторитетный взрослый, иногда это просто солнце. Не стоит спешить с выводами.
Можно поговорить с ребенком о том, что он нарисовал, и выяснить, откуда взялись кошка, солнце и забор. По мне так удобнее сразу выбрать актуальную для ребенка тему, чтобы и рисовать, и разговаривать можно было предметнее и додумывать за автора нужно было по минимуму.
Если я хочу узнать, что происходит в голове у ребенка, то предлагаю ему рисовать сюжет или связанные между собой образы. В зависимости от цели, могу попросить изобразить место, где он хотел бы жить, любимого персонажа книги или фильма, или персонажа, на которого он считает себя похожим, прогулку в детском саду, свой выходной день, свою семью в виде животных, занятие в бассейне и т. д.
Что будет иметь значение? – последовательность появления персонажей и фигур, их размер, удаленность от ребенка, общая композиция.


3. По рисунку можно предположить наличие проблем во взаимоотношениях с родными и коллективом.
Если вы просите ребенка нарисовать семью, главные люди и события будут расположены по центру листа. Вначале дети рисуют себя или самого значимого человека, далее в убывающем по значимости порядке. Вы попросили нарисовать обычный день из жизни семьи, ребенок изобразил родных в квартире и нарисовал между ними перегородки — выводы делать рано, вполне вероятно, что рисунок отображает реальное расположение комнат, и выходные дни на самом деле проходят в духе: мама готовит на кухне, папа пылесосит в спальне, а малыш с бабушкой играют в мячик в гостиной. Это не попытка оградить себя от родителей, а желание изобразить реальное пространство, как в ситуации с реалистичным домом.
То, что важно увидеть психологу, часто довольно очевидно. Не нужно быть гуру «гадания на кофейной гуще», чтобы понять рисунок девочки 9 лет, которая изобразила себя в виде зайца, маму в виде лисы, бабушку – черепахой, а папу... божьей коровкой.
Другая девочка 7 лет так изобразила свою семью на прогулке: она с мамой и папой стоят на зеленом пригорке, держась за руки, рядом речка, дерево, а под деревом сидит младший братик в луже крови «это он баловался и с дерева свалился».


Отдельным видом диагностики отношений при помощи рисунка может быть задание нарисовать какую-то сценку или событие вдвоем. Такие задания обычно даются паре родитель-ребенок с целью оценить взаимодействие диады в процессе работы. Наблюдатель сконцентрирован на процессе, конечный результат имеет второстепенное значение.
Для ребенка представить что-то в виде образа естественнее, чем описать словами. Использование проективных методик снижает влияние таких факторов как стресс и застенчивость.
Дети сами хотят поделиться переживаниями со взрослым. Рисунок доступный способ сделать это.