Не могу пройти мимо Эль Греко о личной жизни которого известно еще меньше, чем о жизни среднестатистического гос. служащего царской России. Эль Греко пользовался жутким успехом в народе на заре золотого века испанской живописи. Затем его забыли аж на триста лет, прежде чем вновь полюбить в XIX веке. В XX веке его полотна вдохновляли таких отъявленных авангардистов, как Пабло Пикассо и Джексон Поллок. Нарисую вам небольшой эскизик к портрету этой магнетической личности. Только ультра жиза и фан.
Теофиль Готье о Греко :
Эль Греко — очень своеобразный художник
Его жизнь (1541—1614)
Настоящее имя Эль Греко, скрывающегося под псевдонимом Грек, было Доменик Теотокопулос и происхождения, очевидно, он был греческого. О его детстве практически ничего не известно, за исключеним того, что он, вероятно получил образование в своём родном городе Кандия (современный Ираклион) на острове Крит, который в ту пору принадлежал Венецианской республике. Начинал он работать как иконописец и вдохновлялся итальянским, византийским и арабским искусством.
С 1568 по 1570 год Эль Греко работает в Венеции с великим Тицианом. Наполненный мощными религиозными чувствами, свойственными эпохе, он решает посвятить себя религиозным сюжетам, черпая вдохновение в итальянской культуре. Он открывает для себя работы Корреджо и Пармезана и начинает работать на заказ для влиятельнейших дядь Венеции.
Очень хорошо известно противостояние между Микеланджело и Эль Греко в Риме. Наблюдая из окошка, как Микеланджело раскрашивает свящённые своды Сикстинской капеллы в Ватикане, греческий художник считал эту порнографию попросту неприличной. Все, что ему хотелось сделать от бессилия - это уничтожить позорные художества Микеланджело. В 1572 году его принимают в Академию Святого Луки- объединение художников в Риме, но, что совсем уж удивительно, как художника-миниатюриста.
Карьера Эль Греко набирает оборот в Испании при дворе короля Филлипа II, где процветает искусство. Он переезжает в Мадрид, а затем в Толедо где получает престижные заказы, в частности на роспись собора. Художник, однако, испытывает трудности в выполнении королевского заказа, и тот остаётся недовольным. Кроме того, Филлип II поражен расточительностью Эль Греко, который использует очень дорогой лазурит для работы. В итоге Греко окончательно переезжает в Толедо, отдаляется от короля и пишет несколько портретов в этот период.
За что мы любим Эль Греко ?
Конечно за «манерный» стиль. В Толедо Эль Греко наконец не нужно угождать королю Филиппу и он даёт волю своему очень личному стилю : вытянутые тела, отказ от натурализма и кислотные яркие цвета ! Он не одинок в этом : Тинторетто, Пармезан и Бронзино в Италии работают в традициях маньеризма, течения, которое ставит под сомнение идеалы гуманизма и реализм. Оно возникает после смерти Рафаэля в 1520 году и Эль Греко, без сомнения, один из самых оригинальных художников.
Финал его жизни был очень печален. Находясь во главе своего маленького ателье, где его сын и ассистенты создавали бледные подобия его картин, попросту копируя сюжеты, он попадается в ловушку. Его сын и ученики обманывают художника: они даже подделывают его подпись и продают картины, выдавая их за кисть Греко. В итоге он абсолютно разоренный, умирает в 1614 году в Толедо в возрасте 73 лет.