Между вольными городами Любеком и Гамбургом в XIII веке было подписано соглашение о создании торгового союза для защиты торговли и купечества от власти феодалов и от пиратов. Образование Гензейского союза послужило толчком к развитию торгового судоходства в Балтийском и Северном морях.
Суда Ганзы (когги) для повышения мореходности и вместительности имели большую осадку и высокие борта. Они несли две-три мачты, на задней, бизани, поднимался косой латинский парус: Ганзейцы, используя переменные курсы (галсы), ходили на своих кораблях даже во встречный ветер. А так как штилей в северных морях почти не бывает, на коггах отказались от вёсел, их заменил руль.
Внимание уделялось обтекаемости корпуса, что давало возможность развивать большую скорость. Для отражения нападений пиратов на ранних коггах оборудовали площадки для лучников, потом стали ставить длинноствольные пушки - "шланге"("змей"). Так, разница между гражданским и военным судном стёрлась: когг стал универсальным кораблём.
С середины XVI века ганзейцы начали строить боевые корабли для защиты своего судоходства. Появились специализированные корабли: гукер - одномачтовый быстроходный боевой корабль, вооружённый несколькими лёгкими орудиями; флейт - небольшой вооружённый двух-трёхмачтовый парусник с пушками, расположенными только на верхней палубе; пинасс - трёхмачтовик, вооружённый большим количеством тяжёлых орудий, размещённых под верхней палубой и стрелявших сквозь прямоугольные, закрывающиеся в непогоду крышками, бойницы - порты, и галеон - тяжёлый боевой корабль с тремя-четырьмя мачтами и несколькими десятками орудий на двух-трёх палубах. Все боевые корабли севера Европы имели трюмы и могли возить грузы.
В раннем Средневековье кораблестроители и мореходы Венеции и Генуи достигли больших успехов в судостроении и судовождении. На венецианских грузовых судах (нефах) грузоподъёмностью до 250 тонн и вместимостью до 1500 человек отправлялись крестоносцы в Крестовые походы. Неф имел одну - четыре мачты с прямыми и косыми парусами, а высокая носовая оконечность позволяла преодолевать штормовые волны.
В Испании и Португалии также появились новые типы кораблей. Небольшие двух-трёхмачтовые суда с прямыми и косыми латинскими парусами назывались каравеллами. Благодаря большой площади парусов они могли хорошо маневрировать, отличались остойчивостью и высокой скоростью. На каравеллах стали применять носовую наклонную мачту (бушприт) - для подъёма дополнительных косых парусов. Более крупные каракки имели до четырёх палуб и могли вместить несколько сотен человек. Каракки несли очень мощное пушечное вооружение.
Членами Ганзы в разное время было более 200 городов, расположенных в бассейне Северного и Балтийского морей. Для выработки общих правил и законов представители городов регулярно собирались на съезды в Любеке.
Другие статьи на тему "Корабли":
Зарождение мореплавания. Начало начал.
Зарождение мореплавания. Пионеры путешествий.
Зарождение мореплавания. Первые суда.
Зарождение мореплавания. Весло и парус.
Зарождение мореплавания. Судоходство в древности.
Зарождение мореплавания. Средиземноморские мореходы.
Зарождение мореплавания. Вольные добытчики.
Зарождение мореплавания. Великие пираты.
Зарождение мореплавания. От папирусной лодки до драккара.
Зарождение мореплавания. Вооружение кораблей.
Зарождение мореплавания. Норманны идут в викинг.
Зарождение мореплавания. Корабли норманнов.
Чем больше подписчиков на канале, тем чаще будут появляться новые публикации.
Не пропустите самое интересное!