Найти в Дзене
Игорь Боровков

За ратью рать...

Тусклый свет маяка Искресту, похожий на отблески углей затухающего костра, едва угадывался в предрассветных сумерках. Ладьи, покачиваясь и скрипя, легко рассекали утреннюю зыбь. Весла с шипением погружались в иссиня-черное море, стоны раненых иногда заглушали размеренное хриплое дыхание гребцов.

Со стороны открытого моря появились размытые тени чужих кораблей с высокими мачтами. На палубах зловеще мерцали яркие огни. Княжеская ладья шла прямо в центр строя огней. Кто-то закричал: “Беда, княже, греки настигли нас!”

Князь Игорь надел измятый в битве посеребренный шлем и молча смотрел на приближение византийского флота. Корабли сошлись в скоротечной яростной схватке. Византийцы вели себя странно: смело подходили к русским ладьям, но в бой не вступали. Внезапно на низкобортные ладьи полетели фыркающие струи жидкого огня! В треске горящего дерева и парусов, сквозь липкий зловонный дым, слышались душераздирающие вопли обожженных дружинников русского князя…

Самое время заглянуть в календарь. Шел 941 год, когда князь Игорь предпринял поход на Византию. Под Царьградом десятитысячная дружина Игоря “едва одолеша грецы”, вырвалась из окружения и пыталась уйти от преследования на кораблях. Византийский флот применил в морском сражении “текучий огонь” (так называемый “греческий огонь”, который был предшественником пороха, широко применялся во флоте Византии). Приготовлялся “огонь” по одному из многочисленных рецептов так: 1 часть канифоли, 1 часть серы, 6 частей селитры в измельченном виде растворялись в льняном масле, полученный густой раствор заливался в трубу и зажигался. Впервые “греческий огонь” был применен против арабского флота при обороне Константинополя в 673 г.

После падения Римской империи главной силой европейских и азиатских армий оставалась тяжеловооруженная кавалерия. Пехота, как род войск, деградировала, хотя нередко бывала многочисленной. В начале Х века византийский император Лев VI говорил, что люди, владеющие луком, стали большой редкостью! Только в Киевской Руси пехота начинает свое триумфальное возрождение. Русская рать, используя разветвленную систему рек и Русское море (Черное море), совершала дальние походы. Перемещаясь на кораблях, пехота становилась высокомобильной силой, способной наносить внезапные сокрушающие удары. Русский ладейный флот вступал в морские бои с мощнейшим византийским флотом и нередко одерживал победы. Древнерусская кавалерия могла вести бой в конном или пешем строю!

В Х-ХIII вв. пехота феодальных армий Западной Европы играла второстепенную роль, лишь в итальянских городах существовала боеспособная пехота (гражданская милиция, которую позднее заменили наемники кондотьеры). Армии степных кочевников – хазар и печенегов – состояли только из легкой кавалерии.

После распада в Х в. Хазарского каганата владыками причерноморских степей стали печенеги. Они безжалостно грабили и разоряли южные княжества Киевской Руси. За период с 915 по 1036 гг. русская рать предприняла восемь больших походов на печенегов. Легкая кавалерия кочевников оказалась бессильной против хорошо организованной многофункциональной русской пехоты и кавалерии.

На Ближнем Востоке в VI-VIII вв. возникает крупное государственное объединение арабских племен. Каждый взрослый араб был воином, однако приобрести и содержать коня мог далеко не каждый. Основу арабской армии составляла немногочисленная кавалерия (для ускорения переброски пехоты в условиях пустыни использовались верблюды), которая разделялась на тяжелую и легкую. Арабская пехота поддерживала кавалерию и являлась опорой боевого порядка.

Благодаря совершенствованию военной организации арабское государство к середине VIII в. завоевало Среднюю Азию (Хорезм, Бухару, Согдиану), приблизилось к границам Западного Китая. В период правления династии Омейядов (661-750 гг.) Арабский халифат превосходил по своим размерам Римскую империю периода ее расцвета.

Кавалерия “царствовала” и в монгольском государстве, созданном ханом Темучином в 1206 г. (Курултай провозгласил его Чингисханом – “повелителем сильных”). Монгольская кавалерия делилась на тяжелую и легкую. Тяжелая кавалерия вступала в бой с главными силами противника, а легкая завязывала сражение и несла сторожевую службу, вела разведку. Основным оружием монгола был лук, покрытый особым лаком, предохраняющим дерево от сырости и высыхания. Монгольская армия несколько столетий оставалась непобедимой. Четкая организация, отличное вооружение и выносливость монгольской кавалерии были залогом успеха в бою с сильным противником (например, если в длительном походе иссякали запасы продовольствия, монголы пускали лошадям кровь и пили ее). Таким способом они могли довольствоваться до 10 дней.

Предвестником упадка тяжелой кавалерии стало “Ледовое побоище” 5 апреля 1242 г., когда новгородское войско разбило немецких рыцарей на льду Чудского озера. “Ледовое побоище” – первый случай в военной истории, когда тяжелая рыцарская кавалерия была разбита войском, состоявшим большей частью из пехоты. Тактическое окружение рыцарского войска русской ратью (т.е. применение одной из сложных форм ведения наступательного боя) является, пожалуй, единственным случаем в истории феодальной Европы!

В самой западной Европе новая боеспособная пехота появилась во фламандских промышленных городах и швейцарских горных районах. В 1302 г. в бою при Куртрэ армия Фландрии, состоящая из ремесленников-пехотинцев, разбила французских рыцарей. Пехота еще раз продемонстрировала свою возрастающую силу. Вскоре большую известность получила швейцарская пехота, вооруженная новым оружием – алебардой. Швейцарцы выработали свое боевое построение – баталию (квадратный строй). Как же новая пехота смогла противостоять закованной в латы рыцарской кавалерии? Идти с алебардой на несущуюся лавину копий и брони – самое настоящее самоубийство. Только русские могли заманить рыцарскую кавалерию на лед и направить ее к обрывистому берегу озера (немцы лишились тактического и оперативного простора). А потом бородатые мужики начали стаскивать цвет немецкого рыцарства баграми с коней, убивать их ножами – “засапожниками”… Князь Александр Ярославич (Невский) был талантливым полководцем.

В XIV в. технический прогресс сделал один из главных переворотов в военном деле Европы. Боевой опыт и таланты военачальников прошлого оказались бессильны против совершенно нового оружия – огнестрельного. Грохот первых бомбард, петронелл и кулеврин стал поминальной музыкой для тяжелой кавалерии. Теперь пехотинец, вооруженный даже несовершенным огнестрельным оружием, мог успешно противостоять сильному и опытному воину-профессионалу, облаченному в латы. Пусть эффективность стрельбы первых образцов огнестрельного оружия оставляла желать лучшего из-за длительного процесса заряжания и сложности обращения с ними в полевых условиях. Главное, что пуля легко пробивала рыцарские латы (это произошло лишь в начале XV в., когда мушкеты смогли по пробивной силе своих пуль решительно превзойти луки и арбалеты). Несмотря на возмущения рыцарей-феодалов и проклятие церкви, объявившей новые “омерзительные орудия” творением дьявола, огнестрельное оружие получало все большее распространение.

Однако, это уже тема для отдельного разговора…