Найти тему
Мир кораблей

Крейсер «Светлана». Страж Балтики, герой Севастополя

Лёгкий крейсер ВМФ ССР «Светлана», он же «Профинтерн», он же «Красный Крым»
Лёгкий крейсер ВМФ ССР «Светлана», он же «Профинтерн», он же «Красный Крым»

После окончания Русско-японской войны в составе российского флота на Балтике и Тихом океане осталось всего девять боеспособных кораблей класса «крейсер». Чтобы приступить к строительству новых кораблей, необходимы были концепция использования флота и программа его строительства, под которую выделялись бы бюджетные средства. К 1907 году, созданный за год до этого Морской генеральный штаб, в своих взглядах на развитие флота высказал соображение, что корабли должны строиться целыми эскадрами и в первую очередь на Балтике, так как это обеспечивало господство в Финском заливе и защиту столицы от морского десанта.

В 1912 году была утверждена «Программа спешного усиления Балтийского флота», в которой предусматривалось строительство в том числе четырех легких крейсеров. В пояснительной записке к программе указывалось, что современная эскадра на Балтике должна быть сформирована к 1915 году. Предполагалась разработка проектов крейсеров на конкурсной основе с привлечением отечественных и зарубежных предприятий. Однако последние, прознав, что обязательным условием получения контракта была постройка кораблей на российских верфях, от участия в конкурсе устранились. В итоге победили проекты Путиловского и Ревельского заводов, на основе которых и был разработан в 1912 году общий проект нового легкого крейсера для русского флота.

Постройка крейсера на Русско-Балтийском заводе, 1914 год.
Постройка крейсера на Русско-Балтийском заводе, 1914 год.

В декабре 1912 года серия из четырёх лёгких крейсеров для Балтийского флота была заказана «Русско-Балтийскому судостроительному и механическому акционерному обществу» в Ревеле и Путиловской верфи в Санкт-Петербурге. Торжественная закладка головного крейсера серии «Светлана» на еще не окончательно достроенных стапелях Ревельского завода состоялась 24 ноября 1913 года. К началу Первой мировой войны достроить крейсер не успели, его готовность к концу 1914 года едва превысила 30 %. На воду «Светлану» спустили в ноябре 1915 года, еще год потребовался на установку котлов и турбин. В октябре 1917 года постановлением Временного правительства была прекращена постройка большинства кораблей на российских верфях, однако на легкий крейсер «Светлана» это постановление не распространялось, работы на нем было разрешено продолжить. В октябре 1917 года, после того как были оставлены Рига и Моонзундские острова, возникла реальная угроза захвата Ревеля, и недостроенный крейсер был переведен в Петроград. Однако к марту 1918 года все работы на нем прекратились на долгие семь лет.

Крейсер в продольном разрезе
Крейсер в продольном разрезе

«Светлана» была достроена в период с 1924 по 1928 годы с незначительными изменениями от изначального проекта. В 1929 году крейсер переименовали в «Профинтерн», и он вместе с линкором «Парижская Коммуна» вышел в заграничный поход. В Бискайском заливе корабли попали в жестокий шторм и получили сильные повреждения, что потребовало их ремонта во французском Бресте. В январе 1930 года линкор и крейсер прибыли в Севастополь и вошли в состав Черноморского флота.

В 1939 году «Профинтерн» был переименован в «Красный Крым». Войну корабль встретил в очередном ремонте, в Севастополе. В августе 1941 года работы завершили и крейсер был введен в строй. Корабль обстреливал войска противника, перевозил подкрепления и грузы, конвоировал транспорты, поддерживал огнем высадку десантов. За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава крейсер «Красный Крым» 18 июня 1942 года удостаивается звания «гвардейский». В ноябре 1944 года корабль одним из первых вошел в гавань освобожденного Севастополя.

Прорыв крейсера «Красный Крым» в Севастополь
Прорыв крейсера «Красный Крым» в Севастополь

После окончания войны крейсер повторил судьбу многих боевых кораблей военного времени – он стал учебным кораблем, а в 1952 году был исключен из состава флота, прослужив без малого 30 лет.

__________________________________________________________________________________________

Крейсер «Светлана» в игре

-5

«Светлана» — советский крейсер IV уровня. По геймплею она во многом напоминает «Богатыря», но, в отличие от предшественника по ветке, в её арсенале есть торпедные аппараты, что открывает в бою больше тактических возможностей. Корабль несет 4 трёхтрубных торпедных аппарата и благодаря удобным углам наводки и малому времени перезарядки, торпеды могут выручить крейсер в случае схватки на близкой дистанции.

Но все же главный козырь «Светланы» — ее не очень дальнобойная, но зато весьма многочисленная артиллерия. 15 орудий корабля расположены побортно, что позволяет вести бой, при этом активно маневрируя корпусом. Причем, благодаря неплохой маскировке «Светлана» может достаточно долго оставаться незамеченной, чтобы выбрать удобный момент для атаки и дать из орудий прицельный залп по противнику.

«Светлана» хорошо подходит для атакующего стиля игры. Главное: в любой атаке держите в запасе манёвр для отступления, а ещё лучше — верных товарищей для прикрытия.

Основные характеристики:

  • 15 орудий калибром 130 мм. Дальность огня — 11,3 км (в базовой комплектации — до 10,2 км), а время перезарядки — 10 секунд.
  • 4 трёхтрубных торпедных аппарата. Дальность хода торпед — 5 км. Скорость хода торпед — 52 узла.
  • Запас очков боеспособности — 24 600 единиц (в базовой комплектации — 22 100 единиц). Дальность видимости с кораблей — 9,9 км.
  • Максимальная скорость хода — 29 узлов. Радиус циркуляции — 590 метров. Время перекладки рулей — 7,2 секунды (10,1 секунды).

__________________________________________________________________________________________

Понравился материал? Поддержите нас лайком, а ещё лучше поделитесь статьёй в соцсетях со своими друзьями. А мы обещаем продолжать в том же духе.