В 1870 году началась Франко-прусская война, и Эдгар Дега записался добровольцем в пехотный полк. Однако на стрельбищах обнаружилось, что он плохо видит правым глазом. Врачи поставили молодому художнику диагноз "отслоение сетчатки".
Потерять зрение было для него равноценно гибели, а потому Дега стал всячески заботиться о здоровье своих глаз... В частности, он старался как можно реже бывать на улице в ясные дни, стремясь защитить глаза от солнечного света.
В результате этого Дега практически не работал на плэнере, как прочие импрессионисты, к которым после знакомства с Эдуардом Мане он стал причислять себя...
Большинство своих работ Эдгар Дега писал в студии или в других закрытых и полузакрытых помещениях: в кафешантанах, бывших популярными во Франции до появления кинематографа, в балетных классах...
Единственным освещением таких мест было газовое освещение.
За работу на улице в свете фонарей художник даже получил прозвище: "первый импрессионист ночи".
Почти все "ночные" картины Дега были написаны в кафешантанах... Именно к этой части работ художника я и хочу обратиться.
- Кафешантан – с французского cafe chantant – "кафе с пением"
- Развлекательное заведение с открытой сценой
- Репертуар кафешантанов состоял из легкомысленных, а порой и непристойных песенок
- Были распространены в буржуазных странах в конце XVIII-начале XIX вв.
Взгляните на картину Дега "Кафешантан " Амбассадор"...
Как она полнится музыкой, светом, движением!..
Вокруг горят яркие фонари.
Ветви деревьев, нависающие над сценой, создают иллюзию раскинувшегося вокруг леса, настоящих джунглей...
Певицы, разодетые в пух и прах, похожи на многоголосую птичью стаю. Их разноцветные платья напоминает нам оперение райских птиц...
Критик Ж.Ривьера писал: "Сколь художественно набросаны женские фигуры на заднем плане, в платьях из муслина, с веерами..." И добавлял: "Если не ошибаюсь, у этой певицы контральто, пропитанное коньяком".
Свидетельства современников порой способны пролить истину...
На переднем плане мы снова видим яркие цветовые пятна... Перед нами украшенные цветочными бутонами шляпки посетительниц кафе и их пестрые платья.
Зрители не отстают от своих артистов...
Взгляните на другую картину – "Концерт в кафе".
Перед нами снова ярко освещенная сцена.
Горят круглые газовые фонари.
Играет веселую и громкую мелодию оркестр.
И снова пёстрой стайкой кружат по сцене певички, затянутые в атласные платья, с коронами на головах, с бархатками на шеях... Шумные, яркие, легкомысленные...
Веселье бьёт ключом.
Что и говорить, на картинах Эдгара Дега кафешантаны действительно предстают как некое экзотическое, свободное от условностей место...
Ещё одна картина – "Певица из кафешантана".
Перед нами женщина уже зрелая, довольно полная и совсем некрасивая.
Однако она поёт. И поёт, возможно, совсем неплохо... По крайней мере, для завсегдатаев подобных мест. Однако цель этой женщины – не собственно пение, а расположение публики.
Для его завоевания и нужен этот взмах рукой, за который картина получила свое второе название – "Певица с перчаткой".
Недаром критик Ж.Ривьера вспоминал не только о "скабрезных куплетах", но и о "провоцирующих жестах" певичек...
Наряд – броский и откровенно дешёвый – лишь дополняет образ.
Существует версия, что моделью для певицы с картины послужила известная исполнительница веселых песенок по имени Тереза.
Эдгар Дега отзывался о ней следующим образом: "Она открывает рот, и из глотки несется голос наигрубейше, наиделикатнейше, наиостроумнейше нежный. А душа певицы, а ее вкус, где еще можно отыскать что-либо подобное? Это просто чудо!"
Нужно сказать, что художник любил атмосферу кафешантанов, где часто можно было встретить действительно ярких и неординарных людей. Дега посещал как блестящие кафешантаны на Елисейских полях, так и пользующиеся сомнительной репутацией кабаки, расположившиеся на городских окраинах.
Впрочем, безудержное веселье царило и там, и тут... И за ним, как это часто бывает, неминуемо следовало опустошение.
После выступления артистки оказывались предоставленными самим себе.
Безудержная пестрота сцены, на которой, словно в калейдоскопе, сменялись фигуры и лица, оставляла после себя лишь одиночество.
Многие певицы пили абсент, бывший особенно популярным во Франции и весьма негативно действующий на нервную систему человека.
В своей картине "Любители абсента" Дега показал, каким может быть нравственное одиночество...
На заднем плане сидят двое: мужчина и женщина.
Им не приходит в голову заговорить друг с другом.
Женщина, устало опустив руки и склонив голову, смотрит куда-то в пространство – бездумно, безнадёжно...
Перед ней стоит стакан с абсентом.
Возможно, только он и вдохнет в нее силы...
Сидящий рядом мужчина в чёрном костюме и котелке курит трубку и смотрит в противоположную сторону, также занятый своими мыслями.
Лицо у него бледное, осунувшееся. Возможно, он завсегдатай этого места...
На переднем плане мы видим пустые столы и полную пепельницу, как символ того, что все в этой жизни когда-нибудь станет прахом...
Изображение кафешантанов было особым этапом в творчестве Эдгара Дега, любившего создавать серии картин на темы, отвечавшие его интересам.
На смену обитателям кафешантанов придут жокеи, балерины, модистки...
Увлечения художника были весьма разнообразны...
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также:
Поль Сезанн. Изменчивая живопись