В столице индийского штата Западная Бенгалия туристы стекаются, чтобы увидеть то, что на первый взгляд выглядит как обширный лес. Ветви создают обширный навес над ботаническим садом Ачарья Джагадиш Чандра Бозе - размером с городской квартал Манхэттена. Но самое интересное в этой коллекции растений - то, что это вовсе не коллекция; это одно массивное дерево, известное просто как Великое Баньяновое Дерево, и все эти явно отличающиеся представители леса на самом деле являются одним из 3600 воздушных корней.
«Самое большое дерево баньяна можно найти в ботаническом саду возле Калькутты (ранее Калькутта), занимает большую часть пяти акров и ему более 250 лет», - Эрин Альварес и Барт Шуцман, оба - преподаватели кафедры экологического садоводства в университете Флориды.
Если вам интересно, как в мире одно дерево может занимать около 14 500 квадратных футов (1347 квадратных метров) пространства, выращивать ветви высотой до 80 футов (24 метра) и процветать в течение двух с половиной столетий, пришло время познакомиться с особым видом, известным как баньян.
Корни баньяна
Альварес и Шуцман говорят, что история баньяна коренится (каламбур) в Южной Азии. «Только один вид из Индии - Ficus benghalensis - был оригинальным баньяном, названным в честь индуистских торговцев или торговцев, которые вели бизнес под сенью этого вида», - пишет дуэт по электронной почте. «Теперь этот термин используется в общем для нескольких видов фикус, которые имеют сходный жизненный цикл и принадлежат к одной группе видов инжира (Urostigma)».
В наши дни, когда люди ссылаются на «баньян», они могут иметь в виду любой из 750 видов фиговых деревьев, которые опыляются только особыми видами крошечных ос, которые размножаются внутри плодов своих партнерских деревьев. Все баньяны подпадают под супер-симпатичную и совсем не угрожающую категорию "фиников-душителей". Это означает, что деревья растут из семян, которые садятся на другие деревья, посылая свои собственные корни, чтобы задушить своих хозяев, а затем растут в меньшие, поддерживающие ветви столбы, которые похожи на новые стволы деревьев.
«Все эти растения начинают жизнь как семя, которое прорастает на другом дереве, растет как лоза, зависящая от дерева для поддержки, и в конечном счете душит его дерево-хозяин, подчиняя его структуру», - пишут Альварес и Шуцман. «Позже корни вырастают из расширяющихся наружу ветвей и достигают земли, становясь подобными стволам и расширяя след дерева, иногда получая это разговорное название « ходячего дерева»».
И хотя Великий баньян Калькутты, безусловно, является величайшим из них, баньяны как вид доминируют по размеру - по крайней мере, по ширине: они являются самыми большими деревьями в мире с точки зрения площади, которую они покрывают. Однако, когда дело доходит до общего объема, они проигрывают гигантской секвойе - виду, возглавляемому деревом в возрасте 2000 лет по имени генерал Шерман, живущим в калифорнийском национальном парке Секвойя, и его объем составляет около 52 500 кубических футов (1487 кубических метров).
Культурно-историческое значение
Баньян считается особенно значимым деревом в Индии и других частях света, с богатыми историческими и духовными связями. В Индии этот баньян называется «вата-врикша» и ассоциируется с богом смерти Ямой, и его часто сажают возле крематориев за пределами деревень. В индуизме говорится, что божество Кришна стояло под баньяновым деревом в Джйотисаре, когда он произнес проповедь священного санскритского писания, Бхагавад-гиты.
И индусские тексты, написанные более 2500 лет назад, описывают космическое «мировое древо», которое ссылается на растущий вверх ногами баньян, у которого есть корни на небесах и который расширяет ствол и ветви к Земле, чтобы приносить благословения. На протяжении веков дерево приобретало значимость как символ плодородия, жизни и воскресения. Баньян также служил источником лекарств и пищи на протяжении веков, а кора и корни до сих пор используются для лечения различных заболеваний, особенно в аюрведической медицине.
Согласно историкам, Александр Великий и его армия были первыми европейцами, которые столкнулись с баньяном, когда они прибыли в Индию в 326 г. до н.э. Но именно когда англичане вторглись в Индию, дерево приняло новую темную цель, часто используемую как виселицу для казни повстанцев, которые сопротивлялись их правлению. К 1850-м годам сотни людей были повешены на ветвях баньянов. Когда Индия обрела независимость, народ также восстановил баньян, сделав его национальным деревом.
Баньян сегодняшнего дня
Родиной Баньяна являются Индия и Пакистан, но в эти дни вариации величественных деревьев можно найти в районах Флориды. "Эти виды фикусов могут расти только в тропических и субтропических районах мира, потому что они недостаточно холодостойки, чтобы жить на открытом воздухе в более холодном климате",-пишут Альварес и Шуцман. "В некоторых местах, таких как Южная Флорида, ложный Баньян, фикус altissima, стал агрессивным."
Есть также один известный представитель вида на гавайском острове Мауи: Lahaina Banyan, посаженный в 1873 году и подаренный шерифу миссионерами из Индии. Теперь 40 футов (12 метров) высотой, Lahaina Banyan имеет окружность купола, охватывающую четверть мили (0,4 километра).
Сегодняшние баньяны не просто красивы и символичны-они также пригодны для современных целей. "Эта способность крошечных корней фикуса становиться похожими на ствол структурами используется жителями Мегхалая, Индия, для создания пешеходных мостов через ручьи, которые становятся бушующими реками во время сезона муссонов",- пишут Альварес и Шуцман. "Они сплетают крошечные корни нашего известного каучукового дерева (Ficus elastica) вместе, чтобы пересечь потоки. Они увеличиваются и образуют прочные конструкции, которые могут жить 500 лет и более и не размываются во время штормов."
И хотя у вас может возникнуть соблазн вырастить свой собственный величественный баньян теперь, когда вы знаете уникальную магию корней (буквальных и образных), вам, возможно, придется довольствоваться картиной или фотографией печати оммаж. "Лучший способ ухаживать за ними — это дать им много места и теплую, влажную погоду, поэтому большинство баньянов не подходят для обычных домашних садов", - пишут Альварес и Шуцман. "Некоторые виды приспособились к комнатным условиям и могут рости в ярком непрямом свете при регулярном поливе, однако они не так долго живут, как их родственники в дикой природе."