Найти тему

Откуда пластик во льдах Арктики?

НИС "Академик Мстислав Келдыш"
НИС "Академик Мстислав Келдыш"

Микропластик - это невидимая проблема мирового масштаба. Ученые разных стран пока еще очень осторожны в своих высказываниях о вреде и последствиях попадания микропластика в организм человека. Филипп Вячеславович Сапожников (ведущий специалист Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН) рассказывает о том, что стало известно российским ученым о распространении микропластика в акваториях морей на Северном морском пути. С удовольствием делимся с нашими читателями этим рассказом:

"Говоря о пластиковом загрязнении морских акваторий планеты, было бы ошибкой утверждение о том, что Северные моря – в том числе моря Российской Арктики – не поражены этой напастью эпохи сверхпотребления. Исследования осуществляемые в Баренцевом море совместными усилиями норвежских и российских учёных (Российских: Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии, Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, и норвежского Морского биологического института (БИМИ, Норвегия), показали в период 2011-2016 годов, что наибольшая часть мусора, дрейфующего по его поверхности и в толще вод - это предметы из бумаги, разных видов пластика, стекла, резины, текстиля, дерева и даже из металла, в сочетании с перечисленными материалами. Анализируя данные наблюдений, полученные в экспедициях, учёные пришли к выводу, что пластиковый мусор преобладает здесь по всей водной толще: от 47% на дне до 77% на поверхности. При этом среди морского пластикового мусора явно доминируют изделия из рыболовного пластика – это сети, ярусы, донные и пелагические тралы, ящики для хранения рыбы, буи, упаковочный материал и пр. Эти предметы крупного, или макроскопического пластика отмечаются зачастую даже не на поверхности воды, а в толще и на дне.

Микрочастицами морского мусора принято считать предметы размером от 0,3 до 5 мм. Исследования соотношения разных видов микромусора на Баренцевоморской акватории показали, что микропластик доминирует повсюду, кроме пляжей. При этом среди частиц микропластика наиболее часты волокна, далее следуют гранулы и пенопласт.

К настоящему времени нет единой модели, объясняющей механизмы превращения макропластика в микропластик, но учёным уже известно, что в этих процессах принимают активное участие солнечный свет, перепады температур, воздействие морских организмов (преимущественно микроскопических) и сама морская вода, являющаяся наиболее настойчивым и мощным разрушителем любых крупных предметов, попадающих в море. Отметим, однако, что огромная часть пластика поступает в моря уже в форме микрочастиц: это элементы чистящих и моющих средств, краски, компоненты косметики и частицы синтетической одежды.

Данные совместных российско-норвежских наблюдений, полученные летом 2018 года, показали, что к этому времени общее количество макропластика в Баренцевом море могло достигать 36 тысяч тонн. По сообщению Бьёрна Грёсвика из Института морских исследований Норвегии (Bjørn Einar Grøsvik, Havforskningsinstituttet), мусор попадался при всех тралениях, и до 70% от него составлял пластик. При этом 40-60% мусора, выловленного исследователями, имеет отношение к рыболовному делу. И далеко не весь этот мусор появился в Баренцевом море прямо с кораблей, ведущих там промысел. Как прибрежные течения, так и Гольфстрим, проходя вдоль берегов Скандинавии, способны приносить в Баренцево море плавучий мусор из Атлантики.

Баренцево море является к настоящему времени наиболее изученным районом Северного ледовитого океана в плане анализа загрязнения пластиком. Такие моря, как Восточно-Сибирское, Карское и Море Лаптевых, менее богатые ресурсами для рыболовства, менее активно исследуются с применением ихтиологических тралений. Тем не менее, Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН уже многие годы проводит масштабные комплексные экспедиции по акватории этих морей. Также, уже вторую осень подряд, при участии сотрудников ИОРАН, на НИС «Академик Мстислав Келдыш» проходит экспедиция под руководством И.П. Семилетова. Маршруты обеих экспедиций охватывают обширные участки акваторий – от Восточно-Сибирского до Баренцева морей. И вдоль этих маршрутов собрано большое количество данных, касающихся распределения пластикового мусора в поверхностном слое. Однако работа в этом направлении еще не завершена, и полученные данные еще предстоит детально осмыслить. Только после этого станет возможно сделать серьёзные выводы о картине распределения микропластика на акваториях северных морей вдоль маршрута экспедиционного рейса.

О том, что касается путей проникновения пластика в северные моря России, от Карского и до Восточно-Сибирского, можно сказать, что огромную роль в этом процессе играет пластиковый мусор, попадающий в крупные реки ещё в глубине континента. Различные пластиковые бутылки, пенопласт, полиэтиленовые пакеты, синтетическая одежда, упаковка и гигиенические изделия, фильтры от сигарет, попадающие в реки с прибрежных помоек и свалок, особенно в периоды паводков, а также весь микропластик из состава моющих средств и косметики, приходящий в потоки водных артерий с бытовыми стоками – весь этот ассортимент разнокалиберного пластомусора выносится реками в северные моря. И остаётся там насовсем. Исходя уже из этой простой логики, можно предположить, что пластика в эти моря поступает весьма много. Однако, пока в виду ограниченности охвата акваторий исследовательскими рейсами в этих морях, обусловленной как дороговизной исследовательских работ, так и малой протяжённостью безлёдного периода, не представляется возможным назвать более-менее объективные цифры, описывающие масштабы пластикового загрязнения. Дело за осмыслением получаемых результатов и за новыми – возможно, более масштабными – исследованиями."

Бюро переводов Lingvohaus сердечно благодарит Филиппа Сапожникова за предоставленный научный материал.