Найти тему
Медицинский блог

Центры речи в головном мозге

Давайте перенесемся в античную Грецию. Над нами безоблачное небо, солнце обжигает наши щеки. На нас надета туника, мы идем по каменной дорожке в тени оливковых деревьев. Мы присели в тени одного из таких деревьев и положили правую руку на сердце, а левую на голову. Какая рука у вас теплее?

Древние греки считали, что сердце – это орган, который связан с солнцем и эмоциями, и он нагревает кровь, которая течет по организму. А вот мозг, в отличие от сердца, совершенно ненужная губка (по мнению древних греков), засунутая в череп, все что она делает – охлаждает кровь, поэтому голова всегда холодная, а сердце всегда горячее.

https://www.pinterest.ru/pin/621919029776266166/?nic=1
https://www.pinterest.ru/pin/621919029776266166/?nic=1

Потом появился Гиппократ, который сказал, что мозг – это очень важная вещь, с которой связано множество функций. Но также мозг связан с душой. И Гиппократ стал искать душу. Он ее искал в желудочках мозга – это такие полости, в которых течет цереброспинальная жидкость. Французские ученые искали душу в шишковидном теле, а средневековые анатомы считали, что душа локализуется в мозолистом теле, которое соединяет два полушария вместе.

Мы до сих пор не знаем, где находится душа в мозге, но мы знаем про другие функции.

Можно ли сказать, что какая-то конкретная извилина отвечает за конкретную функцию в организме? В древности медики считали по-разному: одни считали, что мозг – это такой орган, в котором все нейроны выполняют единственную функцию – продукцию мысли. Примерно как печень продуцирует желчь. А другие считали, что каждая область мозга ответственна за какую-то определенную функцию.

На самом деле, мозг обладает пластичностью в процессе обучения чему-то новому, зона, которая ответственна за функцию, может немного смещаться и нейроны могут вовлекаться в процессы, в которых ранее они не участвовали.

Первый, кто заговорил о локализации речевых функций в мозге, был один французский анатом-хирург. Он наблюдал пациента, который страдал афазией, то есть не мог произносить слова, не мог формулировать предложения. При этом, пациент не страдал снижением интеллекта, он все прекрасно понимал, мог читать, и, более того, у него отлично работали язык, губы и все, что входит в артикуляционный аппарат. Он просто не мог высказать те мысли, которые были у него в голове.

Когда этот пациент скончался, ученый вскрыл его череп, открыл мозг, и увидел, что поражение находится в лобной доле, в задней части нижней лобной извилины. И, возможно, он не придал бы этому значения, если бы через некоторое время не возник второй пациент с такой же клиникой. И когда ученый его обследовал, то поражение (инсульт, который случился у этого пациента), находился в этом же месте. После этого, данная область стала ассоциироваться с местом продукции речи.

https://www.pinterest.ru/pin/621919029776266160/?nic=1
https://www.pinterest.ru/pin/621919029776266160/?nic=1

Еще один ученый, на этот раз немецкий, наблюдал пациентов с другой патологией. Они могли говорить, но при этом они плохо понимали обращенную к ним речь и у них предложения были не связные между собой, часто слова повторялись. Поражение у них находилось в верхней части височной доли.

Эти области теперь называются в честь ученых, которые их открыли, и ассоциируются с речевой функцией.

Классификация афазии:

  • Моторная афазия (первый пациент, который не мог произносить фразы, но все понимал)
  • Сенсорная афазия (нарушено понимание речи)

Как на здоровом человеке добиться афазии на несколько секунд (после этого все вернется в норму)? Делаем мы это с помощью транскраниальной магнитной стимуляции. Эта методика заключается в следующем: у исследователя в руке катушка, по которой пропускается электрический ток, эта катушка поднесена к голове.

Электрический ток генерирует магнитное поле, которое свободно проникает через черепную коробку и вмешивается в нормальную работу головного мозга. И если расположить катушку ровно над той зоной, которая ответственна за речь, то человек, попытавшийся в это время что-то сказать, просто ничего не сможет сказать.

 https://www.pinterest.ru/pin/621919029776785647/
https://www.pinterest.ru/pin/621919029776785647/

А что же делать с пациентами, которые страдают афазией? Как мы можем их заставить говорить, если они этого сделать не могут из-за своей болезни? А еще хуже, если они не могут понять, чего мы от них хотим, если у них сенсорная афазия.

Все знают, как выглядит современный магнитно-резонансный томограф. Протоны, которые входят в ядра водорода, когда находятся в постоянном магнитном поле, векторы этих протонов ориентируются либо по линиям магнитного поля, либо против. И эти два состояния энергетически разные: одно чуть выше, другое чуть ниже – это принцип работы томографа.

Соответственно, если мы переведем все протоны сначала в положение с высокой энергией, затем прекратим наше воздействие, и они перейдут в более низкое положение энергетическое, то энергия, которая выйдет аппарат посчитает. Тогда мы увидим, где больше протонов, а где меньше в исследуемой ткани. А протоны у нас входят в состав молекулы воды, поэтому мы видим, где воды в организме больше, а где меньше, и поэтому различаем ткани.

Продолжение следует

Следующая глава