Найти в Дзене

Культура Киевской Руси 19 века. Часть 1

Оглавление

В этой статье я расскажу вам о Киевской Руси, а точнее о ее вкладе в мировую и отечественную культуру.

https://www.pexels.com/photo/ceiling-painting-2887620/
https://www.pexels.com/photo/ceiling-painting-2887620/

Архитектура

Принятие христианства на Руси способствовало не только развитию русской литературы, но и заложило основы русского искусства, прежде всего церковной архитектуры и церковной живописи.

В России было построено много церквей, древние зодчие выбрали самые красивые места для строительства храмов.

https://www.pexels.com/photo/white-painted-cathedral-3073668/
https://www.pexels.com/photo/white-painted-cathedral-3073668/

После христианизации Русь приняла крестокупольную церковь. Ее прямоугольный интерьер был разделен рядами колонн на продольные «нефы», а четыре центральных колонны были соединены арками, поддерживавшими легкий купольный барабан, увенчанный полусферическим куполом.

Византийская школа сыграла главную роль в развитии технологии каменного строительства на Руси. Первой известной церковью стала Успенская церковь, образ которой можно восстановить по остаткам ее основания и письменным источникам.

В 1037 году Ярослав Мудрый основал в Киеве каменный Софийский собор с пятью апсидами и 13 куполами. Современный облик собора стал результатом его реконструкции в стиле украинского барокко в 17 веке. После завершения строительства Софийского собора в Киеве он был построен в Новгороде и Полоцке, во многом копируя церковь в Киеве.

Став частью христианского мира, русские княжества получили широкие возможности для развития политических и культурных связей не только с Византией, но и с европейскими странами.

Конец 11 века ознаменовался заметным влиянием романтической архитектуры. Своим существованием белокаменные резные церкви Владимирского княжества обязаны Андрею Боголюбскому, который пригласил мастеров "со всего княжества".

По словам русского историка Татищева (18 век), архитекторы были посланы во Владимир немецким императором Фридрихом Барбароссой. Однако эти храмы совсем не похожи на романские постройки католической Европы.

Они представляют собой своеобразный синтез византийской крестокупольной церкви и романской технологии белокаменной архитектуры и орнаментации.

Такое смешение греческих и западноевропейских традиций стало возможным только на российской земле. Знаменитый шедевр владимирского зодчества: храм Покрова Пресвятой Богородицы на реке Нерли является символом культурной самобытности Древней Руси.

Живопись

Мозаика и фрески сыграли главную роль в изобразительном искусстве Киевской Руси. Русские художники переняли систему настенной живописи от византийских художников.

Церковные фрески передавали и иллюстрировали основные принципы христианского учения и служили своеобразным "Евангелием для неграмотных". Мозаика покрывала наиболее важные части церкви, а именно ее центральный купол и алтарь. Оставшаяся часть церкви была украшена фресками.

https://pixabay.com/illustrations/painting-port-19th-century-old-town-1522438/
https://pixabay.com/illustrations/painting-port-19th-century-old-town-1522438/

Икона была классической формы средневекового искусства. Иконы рисовали в то время на известковых и сосновых плитах, покрытых тонким слоем штукатурной грунтовки. Иконописные краски, колотые яичным желтком, обладали особой яркостью и долговечностью.

Одним из первых русских иконописцев был преподобный Киево-Печерской лавры Алимпий. Он учился у греческих мастеров иконописи. Его работы в основном не сохранились.

В то время уже русские иконы имели свой особый художественный язык. Это очень хорошо видно в древнерусском иконографическом шедевре "Золотой ангел" (XII век) с безмятежной добротой, в отличие от суровых ангелов византийской традиции. Сам стиль этой иконы пронизан миром и положительным настроением.

Средневековье сыграло особую роль в истории русской культуры. Эпоха средневековья длилась в России дольше, чем в других европейских странах, и нашла отражение в русской культуре до начала XIX века, когда "радикальный" архаизм губернии "встретил" воображаемый романтизм средневековья.

Основой новой эры стало принятие христианства в конце 10 века (989 год), когда русские княжества вошли в состав Византии и ассимилировались с одним из наиболее развитых в то время типов культуры.

Выбор, сделанный князем Владимиром, имел серьезные основания, не будет преувеличением сказать, что он предопределил всю дальнейшую историю русской культуры.

В следующей статье я расскажу о том, какой вклад внесла Киевская Русь 19 века в развитие литературы и образования.

19 век богат великими людьми, он подарил нам огромное количество произведений искусства, которые и сейчас не теряют своей ценности. Я считаю, что культурное достояние своей страны обязательно нужно знать. В противном случае, о каком культурном развитии личности может идти речь.

Ведь так приятно иногда оставить все свои дела и побродить по музеям, картинным галереям и насладиться работами талантливых людей. А иногда просто отвлечься от повседневных забот и прочесть интересную книгу, укутавшись в теплый плед на любимом диване. Это непередаваемые ощущения и ни с чем несравнимые впечатления.

На этом канале я буду рассказывать вам о мировой культуре и нашем культурном наследии. Знание – это сила, а знание истории дает возможность делать выводы и не повторять ошибок прошлого. Читайте мой канал и просвещайтесь!

следующая статья на эту тему