Умение плавать — не забава, а жизненно необходимое, серьезное дело. Обучить ребенка самостоятельно держаться на воде — значит предохранить его от несчастных случаев, возможных во время купанья или при неожиданных погружениях в воду. Отличный ныряльщик и сам никогда не утонет, и друзей сможет спасти.
Для физического развития детей плавание гораздо ценнее, чем простое купанье. Плавая, дети равномерно упражняют мускулатуру, становятся более выносливыми; плавание благоприятствует увеличению жизненной емкости легких, приобретению правильной, красивой осанки. Воспитать у детей привычку смело входить в воду, выработать у них навыки самостоятельного держания тела на поверхности воды, преподать ребенку "азбуку пловца" - все это под силу каждому родителю.
Единственным обязательным условием для обучающего является умение плавать.
Обучение надо проводить на таком месте, где нет быстрого течения, водоворотов, омутов, подводных свай или коряг на дне. Место с илистым дном, поросшее водорослями, так же непригодно для купания и обучения плаванию. Можно обучать детей в бассейнах.
Занятия по плаванию можно начинать в теплой воде не ниже 18- 20 градусов и постепенно приучать детей к воде более низкой температуры. В среднем общее время пребывания в воде за один раз не должно превышать 10 минут для младших и 15 для старших ребят. Строго запрещайте юным купальщикам далеко заходить в воду, а ребятам, умеющим плавать, - заплывать на большое расстояние от берега, на глубокие места, особенно в одиночку. Обучать плаванию можно лишь тех детей, которым врач разрешил купаться, и только в том случае, если они хорошо себя чувствуют. При насморке, кашле, хотя бы и легком недомогании — купаться и плавать нельзя. Приучайте детей наблюдать за своим самочувствием в воде, купаться в меру, не принося вреда здоровью чрезмерным переохлаждением тела, а по выходе из воды насухо обтираться полотенцем.
Занятия с детьми, не умеющими плавать, начинайте с подготовительных упражнений, которые помогут ребенку "привыкнуть" к воде, свободно почувствовать себя в ней.
Лучше всего занятия подготовительными упражнениями проводить на таком месте реки или пруда, где берег отлогий, а дно песчаное. В качестве простейших подготовительных упражнений хороши несложные игры — развлечения, проводимые на мелком месте, примерно там, где вода доходит до колен.
Следующая ступень подготовительных занятий: упражнения в смелом, быстром в бегании в воду и выбегании на берег из воды. Вначале вбегайте в воду вместе с ребенком, придерживая его за руку, на глубину воды по пояс, а затем по грудь вашему ученику. По вашему сигналу это же упражнение ученик повторяет самостоятельно один. Через три-четыре таких занятий, проводимых во время купанья, новичок будет подготовлен к более сложным и смелым упражнениям на воде. Очень важно приучить ребенка к тому, чтобы он, без боязни, мог погружать голову в воду.
Следующее упражнение покажет ученику, какой большой плавучестью обладает человеческое тело. Встаньте в воде по грудь, вдохните воздух, а затем присядьте, обхватив руками колени и согнув голову. Вы начнете подниматься вверх и покажетесь на поверхности, спиной кверху. Не торопясь, выдыхайте воздух в воду, пуская "пузыри" и стараясь подольше продержаться "поплавком". Теперь научите ребенка плавательным движениям рук и ног. Покажите сперва движения ног. Для этого лягте на мелком месте грудью на воду, выпрямив свободно ноги и упираясь руками о дно. В таком положении перебирайте ногами вверх и вниз попеременно. Носки держите оттянутыми и слегка повернутыми во внутрь; колени старайтесь не сгибать. Предложите ребенку воспроизводить эти движения, не задерживая дыхания. После этого переходите к показу работы рук.
После того как будущий пловец освоит движения рук в связи с указанными выше правилами дыхания, можно переходить к упражнениям руками и ногами одновременно. На первых порах внимание начинающего пловца надо сосредоточить, главным образом, на правильности сочетания движений рук и ног с дыханием, а не на задаче "поплыть". Освоив эти упражнения, ребенку можно пробовать плыть, но при этом взрослый должен придерживать ученика ладонью под животом.
Из практики известно, что значительно легче научить правильно плавать не умеющего, чем переучивать того, кто уже приспособился к "своим", зачастую не экономным и ошибочным приемам плавания. В течении 3- 4 купаний ваш ученик сможет плавать самостоятельно. Лишь после этого наступит время совершенствования навыков пловца. Плавать можно произвольным способом. Время проплыва дистанции могут быть разными. За 18- 20 занятий можно научить детей плавать, а дальше перед ними открывается дорога к спортивному плаванию, одна из славных дорог советских физкультурников.