G-4 Super Galeb - это современный одноместный двухмоторный учебно-штурмовой самолет с одним двигателем, разработанный и изготовленный на авиационном заводе Soko в Боснии. Он является ветвью развития реактивного самолета G-2 Galeb. Приблизительно 91 G-4 были построены с 1983 года. Раньше его называли - Авиационный монстр.
Вариации самолета:
G-4M, модернизированная модель G-4, оснащена современным набором авионики и вооружением. Комплект авионики включает в себя дисплей Zrak ENP-MG4, гироскопическую платформу, многофункциональные дисплеи и дополнительные диспенсеры.
Вариант оснащен пушкой, четырьмя кассетными бомбами BL755 и двумя ракетами класса "воздух-воздух".
G-4MD является усовершенствованной версией G-4M, включающей в себя экраны полета на жидкокристаллических дисплеях, головные дисплеи, оборудование для измерения расстояния, глобальную систему позиционирования, идентификационный номер "друга или врага", система посадки по приборам, радионавигационные системы связи.
Заказы и поставки военного учебно-тренировочного самолета
Мьянма закупила 12 G-4 двумя партиями в период с 1991 по 1992 год, из которых только 4 в настоящее время находятся в эксплуатации.
Поставки сербским военно-воздушным силам завершились в октябре 2010 года. В настоящее время сербские ВВС эксплуатируют флот из 23 самолетов G-4, из которых 15 модернизируются до G-4MD.
Разработка G-4 Super Galeb началась в мае 1975 года, когда правительство Югославии потребовало заменить устаревшие самолеты Lockheed T-33 Shooting Star и G-2 Galeb на новые самолеты.
Всего к 1978 году было построено 6 образцов G-4 для бывшей Югославии под обозначением G-4 PPP. Первый полет прототипа G-4 состоялся в июле 1978 года. Второй прототип завершил свой первый полет в декабре 1980 г.
Производство началось в 1982 году, и самолет поступил на вооружение ВВС Югославии в 1983 году. G-4 Super Galeb был продемонстрирован на Парижском авиасалоне, состоявшемся в мае 1983 года.
G-4 имеет конструкцию моноплана с низким крылом и слегка заостренными крыльями.
В герметичной кабине G-4 могут разместиться два члена экипажа в тандемном расположении.
Установленное коммуникационное оборудование включает в себя УКВ-радио, инерциальную навигационную систему, систему глобального позиционирования и резервный компас.
Кабина оснащена двумя катапультируемыми сиденьями, а заднее сиденье слегка приподнято, чтобы обеспечить круговую видимость. Он также оснащен дисплеем с верхним расположением, многофункциональным дисплеем, системой управления дроссельной заслонкой и ручкой.
G-4 вооружена съемной 23-мм пушкой Gsh-23L, которая может стрелять со скоростью 200 выстрелов в минуту.
G-4 Super Galeb оснащен одним турбореактивным двигателем Rolls-Royce Viper 632-46 с тягой 17,8 кН. G-4 оснащен убирающимся шасси трехколесного типа, состоящим из двух основных колес и одного управляемого носового колеса.
G-4 может подниматься со скоростью 31 м / с. Максимальная скорость самолета составляет 920 км / ч.
Максимальная дальность полета и максимальная высота составляют 19 000 м и 12 850 м.
Длина самолета составляет 12,25 м, высота - 4,3 м, размах крыльев - 9,88 м. Он весит 3250 кг и может нести 1882 кг топлива.