Русская история полна исторических анекдотов, курьёзов и несбывшихся проектов. Именно их мы и рассмотрим в сегодняшней статье: от русской музыкальной колонии в Германии до имперского Хоккайдо.
Александровка
Русская колония в Германии под Потсдамом занесена в список Всемирного наследия Юнеско. Формально её история закончилась совсем недавно — в 2008 году скончался последний прямой потомок одной из русских семей, поселившихся здесь почти 200 лет назад. Занесло сюда русских в период войн с Наполеоном — из пленных российской армии был набран хор, развлекавший прусского короля. После победы над Наполеоном Александр I не только позволил хору остаться в Пруссии, но и подарил ему новых певцов. В 1825 году Александр скончался, а из оригинального хора осталось в живых всего 12 человек, которым король Пруссии Фридрих Вильгельм III даровал поселение близ Потсдама. В честь дружбы короля и императора колонию назвали Александровкой.
Нельзя сказать, что Александровка — типично русское поселение. Это интерпретация, фантазия на тему, что выражается в архитектуре авторства русского итальянца Карло Росси, выполненной прусскими мастерами. Жильцы въехали в меблированные дома, каждому хозяйству полагалась корова, вокруг был разбит красивый ландшафтный парк. В посёлке возвели двенадцать подворий с одно- и двухэтажными фахверковыми домами, облицованными под русские избы, несколько административных зданий и красивый Александро-Невский православный храм работы русского архитектора Стасова.
Вплоть до 1945 года в посёлке действовали права и обязанности поселенцев, установленные ещё при короле. Потом пришёл советский мир. К счастью, посёлок сохранился, а с 2005 года в Александровке работает музей. В целом Александровка — это такая идеальная Россия: русский дух, узнаваемая архитектура и колорит в сочетании с немецкой основательностью и опрятностью. Двухэтажная «избушка» в Александровке, кстати, сегодня обойдётся вам где-то в миллион евро. Стоит заехать при посещении Германии, заказать борща и окрошки в местном ресторане. Кстати, аккордеонист тоже прилагается.
Иранский Азербайджан
Иранский Азербайджан — территория с очень сложной историей, в которой сам чёрт ногу сломит, столько государств и народов она повидала. Сегодня Иранский Азербайджан с преимущественно азербайджанским населением входит в состав Ирана и по площади больше самого Азербайджана. При этом с обеих сторон звучат заявления о необходимости воссоединения двух Азербайджанов, только видят это обе стороны по-разному — если азербайджанский Азербайджан хочет «отстегнуть» у Ирана кусок земли и присоединить к себе, то в Иране желают влить независимый Азербайджан в состав Персии. Кроме того, в самом регионе имеются сепаратистские настроения азербайджанского населения, временами выливающиеся в волнения и насильственные протесты.
Нам эта территория интересна тем, что могла стать колонией Российской Империи, а затем и государством-сателлитом СССР. В первый раз Тебриз, крупнейший город региона, взяли войска русского генерала Ивана Паскевича ещё в 1827 году. Уже через полгода русской армии пришлось покинуть Азербайджан из-за подписания Туркманчайского мирного договора, окончившего русско-персидскую войну 1826-1828 годов. В следующий раз русская армия зашла в Иранский Азербайджан в начале XX века, контролировав его территорию, с перерывами, с 1909 по 1918 год (и ещё пару лет при большевиках). После падения Империи и образования Азербайджанской ССР регион оставался под контролем Ирана до 1941 года, когда сюда вошла советская армия. Начался резкий рост азербайджанского национализма, в ноябре 1945 года по указанию Сталина была основана Демократическая республика Азербайджан, задумывавшаяся как советское государство-сателлит. Впрочем, просуществовало оно всего год. Под давлением англичан и американцев Сталин вывел войска из Ирана и персидские власти быстро восстановили контроль над регионом. С тех пор вопрос о какой-либо колонии в Иранском Азербайджане закрыт.
Тобаго
Курляндия, герцогство, существовавшее два с лишним века на территории современной западной Латвии, вошло в состав Российской Империи в 1795 году. Забавно, но этот маленький клочок земли умудрялся владеть колониями в Африке и в Карибском бассейне близ Америки.
Колония на острове Тобаго, входящем в современное государство «Тринидад и Тобаго», принадлежала курляндскому герцогу Якобу. На остров также претендовали голландцы, англичане, французы и пираты, так что борьба была нешуточной: за остров велись бои, колонию закладывали в долг, бросали и отстраивали вновь. Наконец, в 1690 году остров был продан Курляндией англо-немецким компаниям. На основании того, что в 1668 году голландцы незаконно выгнали колонию Якоба с острова, в 1795 году Екатерина II, установившая контроль над новообразованной Курляндской губернией, попыталась отсудить у англичан Тобаго. Но безуспешно — события вековой давности никого не волновали, и остров до 1962 года являлся колонией Великобритании.
Русская Япония
Сложно представить, но существенный кусок современной Японии, остров Хоккайдо, вполне мог стать русской православной землёй, сложись события чуть иначе. Дело в том, что Сахалин, Курильские острова и Хоккайдо были заселены народом айнов, которых японцы дискриминировали и геноцидили в течение многих веков. В XVII-XVIII веках шёл активный процесс обращения айнов в православную веру, а их земли посетили несколько русских военных, географических и промысловых экспедиций, в ходе которых часть населения была принята в подданство Российской Империи. Борьба Хоккайдо за независимость не являлась чисто национально-освободительным движением — среди айнов наличествовали и этнические японцы — больше это походило на борьбу за независимость от федерального центра. В конце XVIII века айны проиграли, Хоккайдо стал вотчиной японских правителей и православной Японии не получилось. По данным переписи 2010 года, 109 человек, проживающих в России, идентифицировали себя айнами.
Острова
Великое множество разных островов и островных государств имело шанс войти в состав Российской Империи.
В конце XIX века шла дискуссия о включении ряда индонезийских островов в состав России. Так, некоторые княжества в Индонезии, борясь с голландскими колонизаторами, сами предлагали принять российское подданство. А консул России при голландском индонезийском колониальном правительстве Модест Бакунин хотел проводить совместную с голландцами колонизацию Явы и Суматры, создав морскую базу, которая контролировала бы подступы к русскому Дальнему Востоку. Но Николай II отказался от этого проекта ради дружбы с Англией. По итогам своей работы Бакунин выпустил в 1902 году книгу «Тропическая Голландия. Пять лет на острове Ява». Книга доступна в продаже и сегодня, это суховатый, но увлекательный этнографический экскурс.
8 ноября 1870 года Николай Николаевич Миклухо-Маклай, русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник отправил письмо матери: «До свидания или прощайте», и отправился в Новую Гвинею. 19 сентября 1871 года, после всевозможных приключений, корабль зашёл в залив Астролябия у северо-восточного побережья острова. Исследователь провёл среди местных племён больше года, освоив к концу пребывания несколько сотен слов из языка туземцев Бонгу, став членом местной общины и проведя бесценные исследования самого разного порядка — от метеорологических до лингвистических. Исследованные территории путешественник назвал своим именем — Берегом Миклухо-Маклая.
Вернувшись в Новую Гвинею во второй раз (и заведя по дороге на соседних островах любовницу из папуасок), Николай Николаевич стал поднимать вопрос о протекторате Российской Империи над островом. Впрочем, русское правительство отклонило это предложение из-за опасений не удержать контроль над территорией. Всё более погружаясь в жизнь, нравы и обычаи папуасов, Миклухо-Маклай начал мечтать о «Папуасском союзе» под протекторатом одной из великих империй. В 1883-1884 году остров поделили между собой голландцы, немцы и англичане, устроив жёсткую колониальную эксплуатацию местных племён. Берег Маклая стал немецким, а сбылась мечта русского путешественника лишь в 1975 году, когда западная часть острова, включая берег, названный в его честь, обрела государственность.
Различные русские мореплаватели открыли в Тихом и Атлантическом океанах около 400 островов, но все они принадлежат Франции и Англии, колонизировавшим их впоследствии. Среди них острова Полинезии (острова Общества, Туамоту, Маркизские, Тубуаи), архипелаг Острова Россиян, принадлежащий Франции, с островами Аракчеев, Волконский, Крузенштерн, Спиридов, Барклай-де-Толли, Чичагов, Кутузов, Витгенштейн, Беллинсгаузен.
И даже остров Мальта мог быть нашей колонией. В конце 1798 года российский император Павел I был провозглашён Великим магистром Мальтийского ордена. Были даже изготовлены карты с «Мальтийской губернией». Всё это — следствие настоящих многоходовочек, проходивших в конце века между русскими, англичанами и французами. Ещё со времён Петра I Россия активно поддерживала Мальтийский орден госпитальеров, сотрудничая на почве борьбы с турками. В 1796 году Павел I взошёл на престол, а в 1798 году Мальту захватил Наполеон, скинув власть Мальтийского ордена. Тогда Павел I подписал акт «О поступлении острова Мальты под защиту России», а Папа Римский мгновенно дал согласие на посвящение императора в сан Великого магистра ордена, назвав его «другом человечества». Тогда же на российском гербе появилось изображение Мальтийского креста.
Начались переговоры с Англией об освобождении Мальты от французов, но кончилось всё, как обычно, английской многоходовочкой — в 1800-м английский десант захватил Мальту и устроил на ней свою военную базу. Оскорблённый Павел начал сближаться с Наполеоном и положил глаз на британскую Индию, в результате чего в 1801 году получил табакеркой в висок. После убийства Павла вступивший на престол Александр I нормализовал отношения с Британской империей, отказался от титула гроссмейстера ордена и убрал из российского герба Мальтийский крест. Орден существует и по сей день, выпускает свою валюту и владеет огромным количеством древних реликвий.
Русский Таиланд
Таиланд — ещё одна страна, которая не стала российским владением из-за блестящих многоходовочек англичан. В 1880 году король Сиама Рама V, боявшийся колонизационной экспансии Британии и Франции в регионе (и получавший от них недвусмысленные намёки), заявил о своем желании заключить дружественный союз с Россией. Начался золотой век отношений двух государств — в 1888 году композитор Шуровский написал музыку для гимна Сиама, в местные порты стали заходить русские военные корабли, сиамская молодежь из правящего клана проходила учебу в военных училищах Петербурга. В 1891 году наследник престола цесаревич Николай посетил Сиам и был дружественно принят королем. В 1897 году учредили российское консульство в Сиаме и состоялся ответный визит — в столицу России прибыл король страны Чулалонгкорн.
Вот тут начинается неверифицируемая информация. Якобы Чулалонгкорн вез секретный план вхождения Сиама в состав России в качестве доминиона (независимого государства, признающего власть российского императора). Русские очаровали короля, показав ему блистательную высокую европейскую культуру — театр, балы, балеты, оперу, скачки. В восторге тот вернулся домой, а через 3 месяца прислал Николаю II письмо с отказом о вхождении в состав империи. Из мемуаров Джона Бьюкенена, британского посла в России, можно узнать, что пока король раздумывал, с ним встретились англичане и рассказали тому, что Николай II сошлёт его в Сибирь, а сам захватит власть в стране. Чулалонгкорн передумал.
Чтение мемуаров Бьюкенена и нескольких академических работ на русском и английском о русско-тайских дипломатических отношениях не дало никакого подтверждения этой информации. В действительности Российская Империя и Сиам были весьма близки, а дипломатические усилия Николая II во многом помогли Таиланду сохранить, насколько это было возможно, независимость от Англии и Франции.
Если вам понравился материал и вы ждете еще материала по колониям России, то будем рады если вы подпишитесь на канал, оставите комментарий, а так же поставите лайк! Ваше мнение крайне для нас важно!