Найти тему
Adept. Образование

Детство продолжается: почему школьники не хотят взрослеть?

Оглавление
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Проблема современной школы – отсутствие интереса у школьников к чему-то новому, низкая активность, безразличие. Складывается ощущение, что дети просто не хотят взрослеть. Они избегают ответственности, перекладывают её на других и остаются инфантильными подростками. В чём же причина?

Начальные классы и дальнейшее вступление ребёнка в самостоятельную школьную жизнь – важная ступень взросления ребёнка. Он учится взаимодействовать в новой среде, приобретает навыки, которые закладывают фундамент для его становления во взрослой жизни. Однако многие школьники оказываются неготовыми к школьной среде, и даже когда переходят рубеж подросткового возраста, как будто отказываются взрослеть.

Почему современные школьники не хотят входить во взрослую жизнь? Разберём самые популярные причины.

1. Влияние виртуальной реальности

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Современные дети с самого детства привыкают к обилию компьютеров, мобильных телефонов, интернета, в силу чего не спешат погружаться в живое общение. Простые разговоры и игры становятся неинтересными, школьник быстрее спешит домой, чтобы поиграть в компьютерную игру, а если есть возможность, погружается в виртуальность и на переменах. Как следствие – нежелание взрослеть, разбирать «взрослые проблемы», ведь от них всегда можно просто уйти, включив смартфон.

2. Быть «маленьким» удобно

Ребёнок, постоянно окружённый заботой опекой родителей, в пору взросления отказывается выходить из привычной и удобной для него зоны комфорта. Ничего не нужно решать, всё уже сформировано и налажено. Родители решают, что ему надеть, куда идти, какой вуз выбрать. Такой школьник не только не обретает ответственность, но и привыкает к тому, что за него решает всё кто-то другой. А это вряд ли поможет ему «полюбить» взрослую жизнь и в корне лишает его стремления к взрослению.

3. Нет коммуникативных навыков

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Коммуникативная готовность ребёнка к школе способствует созданию особой социальной атмосферы. Это нормальное явление, что школьник взрослеет, общаясь с педагогами, взрослыми людьми и сверстниками. Ведь он развивается, меняется, и параллельно этому трансформируется его отношение к самому себе.

Замкнутость, неготовность к общению (как и к конфликтам, которые неизбежны), к любым трудностям и проблемам провоцируют отстранённость школьника, и он представляет взрослую жизнь как нечто сложное и глобальное.

Вечный «Питер Пен»?

Сегодня становится очевидно, что дети и даже само понятие «детство» очень изменились. Современные дети значительно отличаются от их сверстников, если оглянуться на 10-20 лет назад. Произошли глобальные психофизиологические и личностные трансформации. Уровень когнитивного развития ребёнка снизился, упали показатели энергичности и активности школьника. Возрос эмоциональный дискомфорт, снизилась детская любознательность и проявление естественной сообразительности.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Причиной многих проблем, несомненно, является экранная зависимость, которая блокирует самостоятельную деятельность школьника, вызывает потребность в постоянной экранной стимуляции, что негативно сказывается на эмоциональном и психофизическом состоянии современного ребёнка. Процесс социализации изменился, в силу чего возник перекос: сегодня больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребёнка, тогда как личностное и социальное развитие остаётся в стороне.

Как повлиять на процесс взросления ребёнка?

«Современное детство стало, с одной стороны, значительно более активным в своей рефлексии, направленной на окружающий мир в целом, с другой – более инфантильным в плане социальной направленности» (Г. М. Коджаспирова).
  • Делать упор на самостоятельности, ответственности, поручать ребёнку выполнение небольших дел и задач.
  • Развивать в ребёнке самооценку.
  • Дозировать взаимодействие с компьютером.
  • Правильно организовывать досуг: не игнорировать участие школьника в кружках, вместе найти нишу, которая больше всего его интересует.
  • Поощрять его общение со сверстниками.
  • Максимально участвовать в жизни школьника.
  • Поддерживать ребёнка в любых его начинаниях и делах.
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Чтобы изменить ситуацию, в первую очередь должно измениться качество взаимоотношений в цепочке «взрослый – ребёнок». Взрослые сегодня действительно стали меньше заниматься детьми, отвлекая их интересными экранными героями, играми, виртуальностью.

Только тогда, когда удельное присутствие взрослых в ежедневной жизни ребёнка увеличится, возрастёт их внимание, эмоциональная поддержка, дети смогут быть более ответственными, самостоятельными, будут стремиться познать мир, и он им будет интересен. А пока родители перекладывают живое общение в область виртуальных игр, их дети могут так и остаться вечными «Питерами Пенами».