Найти тему

Воспитание детей на произведениях живописи.

https://pixabay.com/ru/photos/таблице-бумага-творчество-3281047/
https://pixabay.com/ru/photos/таблице-бумага-творчество-3281047/

Знакомство с одним из наиболее наглядных искусств - с искусством живописи имеет большое значение для всестороннего развития наших детей. Не обязательно, чтобы ребенок сам непременно научился хорошо рисовать, но простое ознакомление с произведениями выдающихся художников может дать ему очень многое. Оно воспитает в нем тонкий и правильный вкус, научит понимать подлинно прекрасное.

Знакомство с произведениями живописи может пробудить у многих детей таящиеся в них способности художника и стремление к самостоятельному творчеству. Вот почему очень полезно, когда школьники посещают картинные галереи, художественные выставки, когда детей знакомят с картинами или же с репродукциями (копиями) картин лучших мастеров кисти. Задача воспитателей, педагогов и родителей и состоит в том, чтобы использовать в полной мере огромное воспитательное и познавательное значение картин, а для этого нужно умело научить детей глубоко видеть и правильно понимать произведения живописи.

Хорошая картина является продуктом большого, напряженного труда художника. В такой картине каждая черточка, каждый мазок краски не случайны, а тщательно продуманы и иногда до своего завершения подвергались многократным переделкам. В картине все имеет определенный смысл и значение, поэтому ее нельзя смотреть мельком: беглый взгляд на картину не раскрывает всей ее богатой сущности.

https://www.pinterest.com/pin/743938432175165765/
https://www.pinterest.com/pin/743938432175165765/

При рассматривании каждой картины нужно помочь школьнику как можно полнее осознать содержание картины, осмыслить идею художника, отраженную на полотне. Становясь старше, школьник сам постепенно приучится вдумчиво вглядываться в художественное произведение, правильно понимать и оценивать его, сам будет искать в нем замысел творца, а значит будет лучше разбираться и в явлениях самой жизни.

Картины, в основу которых положен какой-либо исторический сюжет, требуют к себе еще более пристального внимания. При этом недостаточно лишь знать, по поводу какого именно события картина написана, а надо уметь вглядеться в ее детали, воспринять их как органические части целого и вместе с тем понять общую направленность картины и правильно оценить ее идейную значимость.

Пусть школьники вглядятся внимательней в изображенные художником фигуры, лица. Каждое из них — своеобразный характер, обладающий в то ж е время замечательными чертами характера русского народа: непреклонностью, волей, прямотой, бесстрашием.

Часто сюжеты картин связываются в нашей памяти с выдающимися произведениями наших писателей и поэтов, с народным творчеством, с популярными песнями. Труд художника, как и всякое творчество, полон напряженных усилий. Надо научить детей ценить и уважать его. Хорошо будет, если воспитатели сумеют при подходящем случае рассказать о большом и трудном пути выдающихся художников.

В воспитании ребенка огромна роль восприятия сначала простой, несложной картинки, а потом, уж е позднее, картины большого произведения искусства. Приучать ребят к вдумчивому рассмотрению картин надо с дошкольного возраста. Воспитатели знают, какое большое значение для развития дошкольника имеет показ, детальное объяснение картинок и связный рассказ по ним. Слушать объяснение картинок — самое занимательное и любимое занятие для дошкольника. Детям начальных классов может быть показана любая хорошая картина, следует только следить за тем, чтобы содержание ее было доступно уровню знаний и развития.

https://www.pinterest.com/pin/420382946468090463/
https://www.pinterest.com/pin/420382946468090463/

Только на подлинно художественных произведениях искусства может быть расширен кругозор, повышен культурный уровень и воспитан прочный и здоровый вкус у детей, т. е. правильное ощущение и восприятие прекрасного, умение отличать возвышенное, красивое, правдивое от дурного, пошлого, фальшивого.

Говорят, что "о вкусах не спорят". А между тем это далеко не так. О вкусах спорят и о них следует спорить, потому что они бывают разными, по-разному они могут быть воспитаны и у детей. Вкус может быть хорошим и плохим. Возьмем хотя бы такой пример. Многие из девочек старшеклассниц любят заводить альбом с открытками и репродукциями. Но посмотрите, какая порой большая обнаруживается при этом разница! У одной девочки — это тщательно подобранные копии с лучших картин, у другой - в альбоме собрано все, что только попалось под руку, у третьей — преобладают слащавые открыточки из цветочков. Все дело тут в том, кто и как руководил воспитанием вкуса у каждой из этих школьниц, - вот почему столь различно их восприятие произведений искусства живописи.

Дети очень отзывчивы и восприимчивы. Критическое чутье и умение отличать произведения мало выразительные, посредственные, заурядные от хороших, подлинно художественных, - развить у детей сравнительно нетрудно, так же как нетрудно научить их чутко воспринимать и высоко ценить выдающиеся произведения живописи. Нужно лишь чаще беседовать с ними на эти темы и в школе и дома.