Знакомство с одним из наиболее наглядных искусств - с искусством живописи имеет большое значение для всестороннего развития наших детей. Не обязательно, чтобы ребенок сам непременно научился хорошо рисовать, но простое ознакомление с произведениями выдающихся художников может дать ему очень многое. Оно воспитает в нем тонкий и правильный вкус, научит понимать подлинно прекрасное.
Знакомство с произведениями живописи может пробудить у многих детей таящиеся в них способности художника и стремление к самостоятельному творчеству. Вот почему очень полезно, когда школьники посещают картинные галереи, художественные выставки, когда детей знакомят с картинами или же с репродукциями (копиями) картин лучших мастеров кисти. Задача воспитателей, педагогов и родителей и состоит в том, чтобы использовать в полной мере огромное воспитательное и познавательное значение картин, а для этого нужно умело научить детей глубоко видеть и правильно понимать произведения живописи.
Хорошая картина является продуктом большого, напряженного труда художника. В такой картине каждая черточка, каждый мазок краски не случайны, а тщательно продуманы и иногда до своего завершения подвергались многократным переделкам. В картине все имеет определенный смысл и значение, поэтому ее нельзя смотреть мельком: беглый взгляд на картину не раскрывает всей ее богатой сущности.
При рассматривании каждой картины нужно помочь школьнику как можно полнее осознать содержание картины, осмыслить идею художника, отраженную на полотне. Становясь старше, школьник сам постепенно приучится вдумчиво вглядываться в художественное произведение, правильно понимать и оценивать его, сам будет искать в нем замысел творца, а значит будет лучше разбираться и в явлениях самой жизни.
Картины, в основу которых положен какой-либо исторический сюжет, требуют к себе еще более пристального внимания. При этом недостаточно лишь знать, по поводу какого именно события картина написана, а надо уметь вглядеться в ее детали, воспринять их как органические части целого и вместе с тем понять общую направленность картины и правильно оценить ее идейную значимость.
Пусть школьники вглядятся внимательней в изображенные художником фигуры, лица. Каждое из них — своеобразный характер, обладающий в то ж е время замечательными чертами характера русского народа: непреклонностью, волей, прямотой, бесстрашием.
Часто сюжеты картин связываются в нашей памяти с выдающимися произведениями наших писателей и поэтов, с народным творчеством, с популярными песнями. Труд художника, как и всякое творчество, полон напряженных усилий. Надо научить детей ценить и уважать его. Хорошо будет, если воспитатели сумеют при подходящем случае рассказать о большом и трудном пути выдающихся художников.
В воспитании ребенка огромна роль восприятия сначала простой, несложной картинки, а потом, уж е позднее, картины большого произведения искусства. Приучать ребят к вдумчивому рассмотрению картин надо с дошкольного возраста. Воспитатели знают, какое большое значение для развития дошкольника имеет показ, детальное объяснение картинок и связный рассказ по ним. Слушать объяснение картинок — самое занимательное и любимое занятие для дошкольника. Детям начальных классов может быть показана любая хорошая картина, следует только следить за тем, чтобы содержание ее было доступно уровню знаний и развития.
Только на подлинно художественных произведениях искусства может быть расширен кругозор, повышен культурный уровень и воспитан прочный и здоровый вкус у детей, т. е. правильное ощущение и восприятие прекрасного, умение отличать возвышенное, красивое, правдивое от дурного, пошлого, фальшивого.
Говорят, что "о вкусах не спорят". А между тем это далеко не так. О вкусах спорят и о них следует спорить, потому что они бывают разными, по-разному они могут быть воспитаны и у детей. Вкус может быть хорошим и плохим. Возьмем хотя бы такой пример. Многие из девочек старшеклассниц любят заводить альбом с открытками и репродукциями. Но посмотрите, какая порой большая обнаруживается при этом разница! У одной девочки — это тщательно подобранные копии с лучших картин, у другой - в альбоме собрано все, что только попалось под руку, у третьей — преобладают слащавые открыточки из цветочков. Все дело тут в том, кто и как руководил воспитанием вкуса у каждой из этих школьниц, - вот почему столь различно их восприятие произведений искусства живописи.
Дети очень отзывчивы и восприимчивы. Критическое чутье и умение отличать произведения мало выразительные, посредственные, заурядные от хороших, подлинно художественных, - развить у детей сравнительно нетрудно, так же как нетрудно научить их чутко воспринимать и высоко ценить выдающиеся произведения живописи. Нужно лишь чаще беседовать с ними на эти темы и в школе и дома.