Найти тему

Ван Гуодон и Мао

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BC%D0%B0%D0%BE-%D1%86%D0%B7%D1%8D%D0%B4%D1%83%D0%BD-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%BC%D0%B0%D0%BE-%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9-15983/
https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BC%D0%B0%D0%BE-%D1%86%D0%B7%D1%8D%D0%B4%D1%83%D0%BD-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%BC%D0%B0%D0%BE-%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9-15983/

ПЕКИН. Кисть великого мастера. Его портреты были одними из самых узнаваемых в мире, конкурируя с Мона Лизой.

Ван Гуодон - китайский художник, годами представляющий народу написанные вручную картины - портреты Мао Цзэдуна (портрет, который наблюдает за площадью Тяньаньмэнь в Пекине, ежегодно заменялся вдохновленной рукой мастера).

Мастер родился 25 июня 1931 года в Пекине. Мало что можно сказать о его юности или семейной жизни. О его смерти сообщили китайские государственные СМИ.

Господин Ван был выбран в 1964 году (на тот момент ему было около 30 лет) в качестве официального художника масляного портрета Мао, размером 15 на 20 футов, который всегда находится в шаге от центрального места власти партии - у Врат Небесного Мира.

Портрет Мао был установлен в том месте в 1949 году, когда коммунисты пришли к власти в Китае; портреты часто заменяют - они подвергаются химическим и физическим воздействиям (ранее там висел портрет Чан Кайши, лидера националистов, проигравшего гражданскую войну коммунистам Мао).

С годами внешность Мао Цзэдуна менялась, также менялись и портреты. Однажды он был изображен в восьмиугольной кепке и грубой шерстяной куртке. Но даже после того, как господин Ван ушел с поста официального портретиста в 1976 году, его преемники продолжали рисовать идентичные портреты, основанные на представлениях великого мастера, демонстрируя розовощекого, но мрачного на вид Мао с его отличительным подбородком.

Но, несмотря на известность портрета, сам художник был мало известен.

«Никому не разрешается указывать свои имена на этой картине. Так было раньше, так есть и сейчас»

Мастер Ван, казалось, не возражал. Для него анонимность пришла с работой, которую один выдающийся историк искусства назвал «самой важной картиной в Китае».

Но, как и многие из тех, кто пережил смуту тоталитарного правления Мао, Ван не всегда был в хороших отношениях с партией.

Во время Культурной революции, десятилетнего периода политических волнений, которые сотрясали страну с 1966 по 1976 год, образ Мао был виден в миллионах домов, школ, фабрик и правительственных зданий по всей стране. По мере того, как культ личности лидера рос, господин Ван оказался под ударом боевиков, называемых красногвардейцами, которые преследовали любого, кого они считали идеологически нечистым или недостаточно преданным Мао.

Они называли господина Вана капиталистом (из-за его семейного происхождения) и критиковали его за то, что он рисовал Мао под углом, показывающим только одно ухо. Это, по их словам, подразумевало, что Мао слушал лишь немногих избранных, а не массы.

«Сколько ушей я нарисовал, зависело не от меня», - объяснил позже господин Ван, - «Это было решено центральным правительством». Он сказал, что все художники, которые рисовали портреты Мао, делали это, основываясь на официальной фотографии, и им было приказано не отклоняться от нее.

В качестве наказания господин Ван был отправлен властями на работу плотником на фабрику по обрамлению в течение двух лет. Но ему было позволено сохранить свой титул, и он продолжал рисовать официальный портрет, на этот раз с двумя ушами.

Тем не менее, господин Ван был подвергнут так называемой бойне, на которой его вывели на сцену и публично унижали. Вокруг него кишели комары, но «Я даже не посмел от них отмахнуться», - вспоминал он в интервью китайскому журналу в 2004 году.

В 1970-х годах мастер Ван выбрал в качестве учеников 10 пекинских студентов. Сначала они были проверены на предмет их политической надежности, а затем на их художественные способности. Учеников учили основам портретной живописи и объясняли, как оставаться в рамках политической приемлемости.

«Лицо Мао должно быть окрашено в красный цвет, чтобы показать его крепкий дух. Ни в коем случае он не может быть слишком желтым - это может показаться весьма болезненным, будто он не ел несколько дней. Вас могут обвинить в том, что вы контрреволюционер»

Только однажды, после смерти Мао в 1976 году, черно-белый портрет председателя висел у ворот небесного спокойствия. Мастер Ван ушел в отставку в этом же году.

С тех пор, в соответствии с традицией, портрет заменяется новым каждый год под покровом темноты, прямо перед празднованием Национального дня 1 октября.

Портреты Мао, по-прежнему основанные на версии, разработанной господином Ваном, в последние десятилетия мало поменялись. Каждый год миллионы туристов видят портрет, когда они посещают площадь Тяньаньмэнь и дворец-музей.

Портреты несколько раз подвергались вандализму, в том числе во время протестов за демократию на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, когда три молодых демонстранта забросали портрет шариками с чернилами. Через несколько часов испорченный портрет был снят и заменен запасным. Протестующие отбывали длительные сроки тюремного заключения.

Господину Вану было 88 лет; он умер в пятницу в одной из больниц Пекина.