Одно из самых узнаваемых и самых загадочных полотен современного искусства художник никогда не обсуждал, тогда, как другие работы комментировал с энтузиазмом.
С чем было связано его молчание? Желал ли он остаться так же нем, как порожденные им образы, или просто решил предоставить зрителю самому отыскать скрытый смысл картины «Влюбленные»?
Рене Магритт – один из самых известных художников – сюрреалистов ХХ века, родился в 1898 году в Бельгии. Полная и благополучная семья, забота и любовь родителей сделало его детство по-настоящему счастливым и беззаботным.
Так было, пока Рене ни исполнилось 14 лет, и однажды утром он с братьями ни обнаружил, что их мать бесследно исчезла. Вскоре выяснилось, что несчастная покончила с собой, утопившись в реке. Рене тоже был там, когда из воды вытаскивали безжизненное тело матери, этот страшный образ остался с ним на всю жизнь, а вскоре проявился в творчестве художника. Пугающий вид утопленницы Магритт позже перенес в серию картин «Женщины-русалки».
«Я назвал ее русалка наоборот. Тело ее наделено всеми женскими атрибутами, а вот голова как у немой, слепой и глухой рыбы. У этой русалки есть только плотское начало. Ее деградировали до предмета сексуального желания. Лишили души и воли».
Рене Магритт всегда отличался от художников – соотечественников и стилем жизни, и стилем работы. Большинство его произведений носят сюрреалистический и концептуальный характер, картины предопределили развитие поп-арта и художественной рекламы, но вместе с тем были наполнены глубоким смыслом.
Все тайны «Влюбленных».
Картина была написана в 1928 году и представляет собой изображение страстного поцелуя молодой пары. Лиц у героев картины нет, они скрыты под плотными белыми простынями, складки которых отражают всю экспрессию их любовного порыва. Второе и неофициальное название картины – «Любовники», отражает некий бульварный колорит. Однако главным вопросом остается: что автор имел в виду, когда скрыл лица и взгляды героев под белыми полотнами?
Самой распространенной интерпретацией является то, что так Магритт хотел показать слепоту любви, неспособность ясно видеть и здраво мыслить в ее ловушке. Однако, в таком случае, почему ткань закрывает не только глаза, а плотно обмотана вокруг всей головы? Не было ли в его замысле какого-то иного подтекста, желания показать греховность, порочность человеческих отношений?
Ведь недаром влюбленных разделяет именно белый цвет − символ чистоты и невинности. Цветовая гамма играет очень большое значение в символических произведениях, подобных этому. Так мы видим, что фон разделен на два неравных по величине сектора, один из которых окрашен в темно – бордовый цвет, пожалуй, самый тревожный и зловещий оттенок красного.
Картина с продолжением.
На этом все скрытые смыслы шедевра не исчерпываются, − существует продолжение сюжета. Написанная в том же году, картина изображает все тех же влюбленных, но уже в другой одежде и другой позе. Тон второй картины гораздо более мягкий, да и позы влюбленных доброжелательнее.
Теперь они уже не обращены друг к другу в порыве безумной срасти, а смотрят прямо на зрителя. Фон сменился на более спокойный пейзаж, однако, лиц на картине по-прежнему нет. Может, это и есть попытка показать самодостаточность любви? Что настоящие чувства не нуждаются в зрительном подкреплении, а влюбленные способны чувствовать друг друга сквозь любые преграды?
Образ из детства.
Еще одной интерпретацией сюжета является отсылка к детству художника, его эмоциям и переживаниям, связанным с самоубийством матери.
Говорят, когда ее тело достали из реки, голова женщины была укрыта подолом ночной сорочки. Белая ткань полностью обмотала лицо утопленницы, а влажные складки прилипали к коже, забиваясь в отверстия.