После того как биохимический инженер Фрэнсис Арнольд выиграла в 2018 году премию по химии, а Донна Стрикленд получила в 2018 году Нобелевскую премию по физике общественности пришлось вновь вернуться к действительности.
Стрикленд была лишь третьей женщиной-физиком, получившей Нобелевскую премию, после Мари Кюри в 1903 году и Марии Гепперт-Майер 60 лет спустя.
Отвечая на вопрос, каково это, она отмечает, что поначалу было удивительно осознавать, что столь мало женщин выиграли эту награду: "Но, я имею в виду, что живу в мире в основном мужчин, так что видеть в основном мужчин меня тоже никогда не удивляет."
Редкость женщин лауреатов Нобелевской премии ставит вопрос об исключении женщин из сферы образования и научной карьеры. За последнее столетие женщины-исследователи проделали большой путь. Однако имеются неопровержимые доказательства того, что женщины по-прежнему недопредставлены в таких областях науки, техники, инженерного дела и математики.
Исследования показали, что те, кто продолжает эту карьеру, сталкиваются с явными и неявными препятствиями на пути продвижения по службе. Наибольший дисбаланс наблюдается в тех областях, где преобладают мужчины, где женщины не имеют критической массы представителей и часто рассматриваются как символы или посторонние лица.
Когда женщины достигают наивысших спортивных, политических, медицинских и научных результатов, они служат примером для подражания для всех, особенно для девочек и других женщин.
По мере улучшения ситуации с точки зрения равного представительства, что все еще удерживает женщин в лаборатории, в руководстве и в качестве лауреатов премий?
Хорошие новости
Традиционные стереотипы гласят, что женщины "не любят математику" и "не очень хороши в науке". И мужчины, и женщины сообщают об этих точках зрения, но исследователи эмпирически оспаривают их. Исследования показывают, что девочки и женщины избегают STEM (science, technology, engineering, mathematics) не из-за когнитивной неспособности, а из-за раннего знакомства с образовательной политикой, культурным контекстом, стереотипами и недостаточного знакомства с образцами для подражания.
В течение последних нескольких десятилетий усилия по улучшению представительства женщин в областях STEM (science, technology, engineering, mathematics) были сосредоточены на борьбе с этими стереотипами с помощью образовательных реформ и индивидуальных программ, которые могут увеличить число девочек, поступающих и остающихся в рамках так называемого движения STEM (science, technology, engineering, mathematics) : путь от К-12 до колледжа и аспирантуры. Эти подходы работают. Женщины все чаще проявляют интерес к профессиям в области STEM (science, technology, engineering, mathematics) и продолжают обучение в колледжах по специальностям.
В настоящее время женщины составляют половину или более работников в области психологии и социальных наук и все больше представлены в научных кадрах, хотя компьютерные и математические науки являются исключением.
По данным Американского института физики, женщины получают около 20% степени бакалавра и 18% докторской степени по физике, что больше по сравнению с 1975 годом, когда женщины получали 10% степени бакалавра и 5% докторской степени по физике.
Все больше женщин получают степень доктора наук в области STEM (science, technology, engineering, mathematics) и зарабатывают профессорско-преподавательские должности. Но по мере продвижения по карьерной лестнице они сталкиваются со стеклянными скалами и потолками.
То, что не работает на женщин.
Женщины сталкиваются с рядом структурных и институциональных барьеров в академической карьере STEM.
Помимо вопросов, связанных с гендерным разрывом в оплате труда, структура академической науки часто затрудняет для женщин продвижение по службе и достижение баланса между работой и обязанностями в жизни. Для стендовой науки могут потребоваться годы работы в лаборатории. Строгие требования, предъявляемые к процессу регистрации прав собственности, могут затруднить или даже сделать невозможным сохранение баланса между работой и личной жизнью, выполнение семейных обязанностей и рождение детей или отпуск по семейным обстоятельствам.
Кроме того, работа на рабочих местах, где доминируют мужчины, может создать у женщин ощущение изолированности, восприниматься как символы и подвергаться преследованиям. Женщин часто исключают из сетей и общественных мероприятий, оставляя ощущение, что они находятся вне культуры лаборатории, академического факультета и поля.
Когда женщины не имеют критической массы на рабочем месте, составляющей около 15% или более работников, они имеют меньше возможностей отстаивать свои интересы и с большей вероятностью будут восприниматься как меньшинство и исключение. Находясь на этом посту, женщины с большей вероятностью будут вынуждены брать на себя дополнительные обязанности в комитетах или системах наставничества для женщин-старшеклассниц.
Продолжение читайте в следующей статье на канале Science project.