Вокруг нас много радости, вызванной празднованием рождения сына Божьего Иисуса Христа. Следует помнить, однако, что во время Праздников щедрости славяне праздновали рождение другого благочестивого сына - Сварожиц или Дайбога, скрывающегося в форме недавно родившегося Солнца, которое со дня зимнего солнцестояния стало очень мало преодолевать тьму. По правде говоря, что касается сходства Иисуса с другими божествами, чаще упоминается митра, хор или Кришна, но славянская мифология может быть легко идентифицирована как фигура, которая может быть связана с чудесным рождением во время зимнего солнцестояния. Разумеется, я говорю о сыне небесного кузнеца Сварога, культ которого в разных формах можно найти по всей славянской территории. По случаю продолжающихся праздников стоит рассказать немного больше о предполагаемом сваровском Рождестве.
Мнения исследователей о существовании культа Сына Сваро разделились. Некоторые от имени Сваногицкой Эльбы видят очевидное отчество - окончание -yc часто встречается в бывших отцовских именах: сын бога бога, сын принца луна, мастер и сын мастера. Другие, однако, измеряют свою уверенность, выводя утверждение, что известное польское имя может быть только уменьшительным от имени Сварога, локальной разновидности его культа. Анализ исходных материалов о верованиях славян, однако, больше склоняет думать, что Swarożyc - другое имя для Dajbog - восточнославянского божества процветания, который, как говорили, родился благодаря Сварогу. Исследователи также идентифицировали загадочного Радогоста, опасного бога славян Эльбы, с фигурой Сына Сварожного. Можно сказать, что разные источники в основном рассказывают об одном и том же сыне Сварога, культ которого в славянском регионе развивался неоднородно.
Согласно воссозданному прамиту, то есть истории о богах, которые являются универсальными в индоевропейском измерении, текстурированное Солнце должно было однажды конкурировать с Громовержцем за главную функцию в пантеоне. Результатом этого соперничества станет потеря, которая приведет к изъятию солнечных божеств из вмешательства в человеческие жизни и из-за господства над небом. Солнце для старика - это прежде всего небесный огонь, который поддерживает жизнь на земле, даритель света и плодородия, защищающий человеческий мир от наступления тьмы. Это изображение является общим для многих мифологий, что говорит о том, что оно было старше, чем изображение Солнца в виде конкретных божеств. Даже в индоевропейских мифологиях они значительно различаются даже по внешнему виду. Среди представлений солнечного божества преобладают ассоциации с мужским полом: Гелиос в Греции, Соль Инвиктус в Риме, Граннос и Луг у кельтов, Хенир в Германии, ведическая Сурья и иранская Митра. Чтобы уравновесить, однако, следует упомянуть женское воображение: хеттские аринитти, кельтские сули или балтийский сауле. Особенно интригующей богиней в славянском контексте является последнее - поразительно отсутствие упоминаний в славянских источниках о Матери-Солнце, особенно в контексте балтийского соперничества Перкуны и Велинаса, которое напоминает славянское столкновение Перуна с Велесом.
В контексте отношений между славянами и прибалтами, бросается в глаза и бог Свейстикс, молодой кузнец, который создал синее хранилище с прозвищем Тельявелис. Kalvis, латышский Калейс. Это может напомнить нам о нашем родном Свароге, которого раньше называли Кудж (возможная аналогия с иранским богом Кеджой). Обязанность небесного кузнеца заключалась в том, чтобы выковать молнии перед громовержцем, а также постепенно украшать небо своими работами. Согласно многим мифологиям, наиболее совершенным достижением божественного кузнеца была ковка великолепного светящегося щита - Солнца, которое вскоре было помещено богом в небо. Эта нить в индоевропейских мифологиях переросла в имя мифолога, включая такие мотивы, как: служба кузнеца в Громовладельцах, ковка чудесного предмета (оружие, солнечный щит, драгоценность), а также битва кузнеца с чудовищным представителем силы хаоса в защиту своей работы. Превращение такого мифа в славянских персонажей приводит к тому, что Сварог становится создателем Солнечного Дайбога, золотого щита, выкованного божественным кузнецом и прикрепленного к Космическому дереву. Врагом солнечного диска являются дальние родственники Гадюки - все похожие на рептилий существа Велеса, которые, греясь на солнце, берут его власть.
Сегодня трудно сказать, кто и по какой причине решил перевести имена Гефеста и Гелиоса на Сварог и Дайбог. Был ли он болгарским переводчиком или русским переписчиком ежегодного романа, в котором этот параграф был переписан? Мотив прелюбодеяния его жены соответствует истории Гефеста, известного из греческой мифологии, но близость греческого кузнеца к Гелиосу иная. Мифологический Гелиос - бог старше Зевса, никак не связанный с Гефестом. Так что же, мотив родства был введен переводчиком с славянской земли? Вполне вероятно. В той же «Летописи Малалы» вы также можете прочитать о вышеупомянутом Тельжавели (напоминающем Гефеста), который, согласно истории йотвинцев, выковал солнце в своей кузнице.