Найти в Дзене
Мифология и Легенды

Ярыло - славянский бог войны и молодости

Время прощаться с зимой и добро пожаловать в страстную весну. На протяжении веков этот переход был связан с двумя божествами: Марзанной и Ярилом. Интересно, что оба эти персонажа в славянской мифологии приписаны к роману, который связан с древним мифом о плодородии. И Марзанна, и Ярыло - очень неоднозначные божества, связанные с, казалось бы, противоречивыми символами. Сегодня самое время поближе познакомиться с Ярилой, которую славяне называли Яровит или Ярун.

https://images-wixmp-ed30a86b8c4ca887773594c2.wixmp.com/f/5bbacd9d-3297-4352-9ede-d153c441e4e8/d47wxa8-312502c1-057e-4550-8450-ae8109ce524c.jpg/v1/fill/w_747,h_1070,q_70,strp/yarilo_by_righon_d47wxa8-pre.jpg?token=eyJ0eXAiOiJKV1QiLCJhbGciOiJIUzI1NiJ9.eyJzdWIiOiJ1cm46YXBwOjdlMGQxODg5ODIyNjQzNzNhNWYwZDQxNWVhMGQyNmUwIiwiaXNzIjoidXJuOmFwcDo3ZTBkMTg4OTgyMjY0MzczYTVmMGQ0MTVlYTBkMjZlMCIsIm9iaiI6W1t7ImhlaWdodCI6Ijw9MTI4OSIsInBhdGgiOiJcL2ZcLzViYmFjZDlkLTMyOTctNDM1Mi05ZWRlLWQxNTNjNDQxZTRlOFwvZDQ3d3hhOC0zMTI1MDJjMS0wNTdlLTQ1NTAtODQ1MC1hZTgxMDljZTUyNGMuanBnIiwid2lkdGgiOiI8PTkwMCJ9XV0sImF1ZCI6WyJ1cm46c2VydmljZTppbWFnZS5vcGVyYXRpb25zIl19.zsAbwTA8cqfwhFL3JyePAAI-PW_KjnSUggWhTQcVzNA
https://images-wixmp-ed30a86b8c4ca887773594c2.wixmp.com/f/5bbacd9d-3297-4352-9ede-d153c441e4e8/d47wxa8-312502c1-057e-4550-8450-ae8109ce524c.jpg/v1/fill/w_747,h_1070,q_70,strp/yarilo_by_righon_d47wxa8-pre.jpg?token=eyJ0eXAiOiJKV1QiLCJhbGciOiJIUzI1NiJ9.eyJzdWIiOiJ1cm46YXBwOjdlMGQxODg5ODIyNjQzNzNhNWYwZDQxNWVhMGQyNmUwIiwiaXNzIjoidXJuOmFwcDo3ZTBkMTg4OTgyMjY0MzczYTVmMGQ0MTVlYTBkMjZlMCIsIm9iaiI6W1t7ImhlaWdodCI6Ijw9MTI4OSIsInBhdGgiOiJcL2ZcLzViYmFjZDlkLTMyOTctNDM1Mi05ZWRlLWQxNTNjNDQxZTRlOFwvZDQ3d3hhOC0zMTI1MDJjMS0wNTdlLTQ1NTAtODQ1MC1hZTgxMDljZTUyNGMuanBnIiwid2lkdGgiOiI8PTkwMCJ9XV0sImF1ZCI6WyJ1cm46c2VydmljZTppbWFnZS5vcGVyYXRpb25zIl19.zsAbwTA8cqfwhFL3JyePAAI-PW_KjnSUggWhTQcVzNA

Ярыло - славянский бог войны и молодости, который также может сочетаться с растительным и солнечным культами. Его имя, несомненно, связано с дославянской корневой банкой, которая в славянских языках ассоциируется с энергией и строгостью, силой, исходящей из молодого возраста. Молодость неразрывно связана с весной - временем года, в течение которого жизненная сила оживает. По этой причине кувшин является старославянским названием весны. Это старое славянское ядро ​​также сохранилось в прилагательном весне, которое на польском языке имеет два значения: 1. «сено весной, весна» (например, весенний злак), 2. «крепкий, веселый» (поговорка: старый, но весна). Его слегка измененную форму можно также увидеть в прилагательном jurna, «полном сексуальной жизненности». Из значений этих старых слов можно выделить четыре наиболее важные ассоциации со славянской ярилой: весна, молодость, сила и плодородие.

Исследователи славянской мифологии сегодня сходятся во мнении, что во всей славянской области существовал культ Бога Бога, хотя между регионами могут быть некоторые различия. Среди восточных славян можно найти упоминания о боге весны, которого зовут Ярыло (белорусские источники) или Ярила (великие русские источники). В дополнение к этим именам, Ярун также появляется однажды в Лаврентьевском Латописе, который назначен одному из русских идолов. В южнославянских источниках также упоминается бывший культ Ярилы. Следует, однако, отметить, что в случае культа Ярилы речь идет только об этнографических источниках XVIII и XIX веков. Поэтому здесь мы имеем дело только с фигурой божества, уже обработанной народной культурой последующих веков.

В этих источниках Ярыло фигурирует как следующее божество, связанное с плодородием и провозглашением весны. Обычно его изображают босым молодым человеком с пышной шевелюрой, одетым в белое платье и верхом на белом коне. Его атрибутами являются венок, ржаные колосья и голова пожилого человека. Здесь венок и рожь являются явными символами земледелия и возобновления весеннего вегетативного цикла, в то время как голова пожилого человека может символизировать смерть старой Ярилы и приход нового года.

Появление юного Ярилы из белорусского фольклора напоминает триумфальное появление великого победителя. Считалось, что с его появлением земля начинает оживать. Прикосновение Ярилы пробудило окружающую природу, которая может быть народным следом обычая гулять в поле с лошадью. Черты язычника Ярилы перешли к святому. Ежи, чей день выпадает на 23 апреля. Учитывая разницу между юлианским и григорианским календарями, трудно не заметить связь этого праздника с праздником Яровита, наступающим 15 апреля. Известен из агиографических источников св. Ежи - хранитель военных действий, а также знаменитый убийца драконов. Некоторые считают биографию святого одним из многочисленных свидетельств того, что Ярыло является молодым воплощением самого Перуна, которому, однако, также поручены военные и вегетативные функции. Мифологический Перун на самом деле является укротителем Гадюки, предполагаемого зооморфного воплощения Уэльса. Это биография святого. У Ежи аккуратный синтез представлений о юной и весенней Перуне?

Возвращаясь, однако, к фигуре самого Ярилы, стоит присмотреться к Джарабиту, о котором мы немного знаем по средневековым хроникам. Западнославянский яровит - это прежде всего бог войны, которому поклонялись прежде в Вологощах и Хоболине. Его имя можно перевести здесь как молодой жених или молодой победитель. Хроники упоминают разрушение храма в Вологощах епископом Отто. С этим событием произошло магическое событие. Внутри местного храма должен был быть большой, подобный солнцу, позолоченный щит, который был символом великой силы молодого бога. Местные жители вывели ее из храма только во время войны, потому что считали, что она сможет обеспечить победу. Этим фактом воспользовался человек епископа Отто, который во время поднятия золотого щита спрятался за ней, оставив местных жителей в иллюзии, что сам Яровит нес ценный наряд внутри.

Ярило/Световит, следовательно, очень интересный персонаж, который связан со многими персонажами из местных, а не только из верований. Славянский Ярыло - прежде всего дающий растительность и мастер плодородия, сила которого также привела к тому, что это божество приобрело военный характер. Исследователи часто отождествляют этого персонажа с Эльбой из Свентовита, а также с восточнославянским Перуном. Все во имя общего верования среди славян, что Перун многочислен. Эта гипотеза кажется очень твердой, но ничто не мешает взглянуть на фигуру Иисуса Бога также изолированно от других божеств.