Близится очередная годовщина Великой Октябрьской революции и мы решили рассказать вам об искусстве того времени, воспевающем столь неоднозначное событие в истории нашей страны.
Когда смотришь на эти картины проникаешься пропагандой и верой в светлое будущее, но потом вспоминаешь историю и становится грустно от осознания масштабов, которые повлекла за собой та разрушающая сила. Но не всех она затронула. Вот что писал об этом Борис Пастернак:
Я знал двух влюблённых, живших в Петрограде в дни революции и не заметивших её.
Эль Лисицкий «Красным клином бей белых» (1919)
Советский художник со странным именем (на самом деле его звали Лазарь) нарисовал предельно понятную агитацию с лаконичным призывом. В этой картине, созданной в технике литографии, совмещены супрематизм Малевича и детская аппликация. Фигуры и формы выражают мысли художника и четким посылом доносят до зрителя суть контекста этой картины. Не очень толерантно, но тогда над этим не заморачивались.
Борис Кустодиев «Большевик» (1919-1920)
Эта картина признана классикой советского искусства того периода, хотя изначально автор боялся ее кому-либо показывать, так как ему казалось, что в такой гиперболизированной фигуре большевика могут увидеть насмешку. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее. Как видите, на ней изображена гигантская фигура рабочего, который шагает к светлому будущему, а на его пути стоит, конечно же, православная церковь...
Что интересно, сам Кустодиев наблюдал за революцией только из окна – он уже тогда был неизлечимо болен и не выходил на улицу. Последние 15 лет жизни он в основном писал картины на тему революции – так она его вдохновила.
Казимир Малевич «Голова крестьянина» (1929)
Когда в стране происходили революционные события, Малевич был уже известным состоявшимся художником. Он с радостью воспринял грядущие перемены и верил, что они сделают искусство лучше. Художники-авангардисты вышли на передний план и стали признанными мастерами.
«Голова крестьянина» одна из самых недооцененных картин Малевича. Он сам считал ее новой художественной пост супрематической иконой. И действительно, чем-то этот образ напоминает одну из православных икон.
Если вас интересует творчество русских художников-авангардистов, рекомендуем эту статью:
Картины русских художников, от которых мурашки по коже
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал. А здесь вы можете прочитать про Правдивые книги про революцию 1917 года, написанные о революции от нашего партнерского канала.