Найти тему
Сообщество «Поэзия»

«Великий Гусляр» Кира Булычёва: пространство и время советской глубинки

Дизайн @konti
Дизайн @konti

Автор: Ян Бадевский

Кир Булычёв навечно закрепился в нашей памяти благодаря циклу произведений об Алисе Селезнёвой. Но есть у Игоря Можейко и более масштабная серия — «Великий Гусляр». Сюда входит не менее сотни произведений, включая повести и рассказы. Жители города Великий Гусляр путешествуют во времени, общаются с инопланетянами, изобретают удивительные вещи. Эффект достоверности происходящего усиливается благодаря тому, что Гусляр стал как бы квинтэссенцией всего, с чем мы сталкивались в средней полосе России. Дома, персонажи, уклад жизни — всё это окружало советского человека десятилетиями. Так что пришельцы, ворующие время на автобусных остановках, уже никого не удивляют.

Вселенная Великого Гусляра

-2

Прототипом Великого Гусляра для Булычёва послужил вполне реальный город — Великий Устюг, родина Деда Мороза. Если задаться целью и перечитать все произведения цикла, то вы обнаружите точки соприкосновения с другими мирами автора — «Интергалактической полицией» и «Приключениями Алисы». Вот и получается у нас громадная метавселенная, связывающая воедино прошлое, настоящее и будущее.

Великий Гусляр — это типичный провинциальный городок, населённый узнаваемыми людьми. Первый рассказ был написан автором в Болгарии, ещё в 1967 году. Уже к началу семидесятых сформировался костяк ключевых персонажей, более-менее очертились локации.

Великий Гусляр расположен в европейской части бывшего СССР, на реке Гусь. Эта река, в свою очередь, является притоком Северной Двины. Городок выстроен на равнинной местности, окружён лесами и полями. Здесь проживает около 18 000 человек. В пригороде Гусляра разлилось озеро Копенгаген, в котором обитают русалки. Местное население трудится на пуговичной фабрике «Заря», пивоваренном заводе, в бондарных мастерских и цехах молочного комбината.

Существуют «исторические сведения», согласно которым Иван Грозный якобы собирался перебраться в Великий Гусляр и сделать этот городок столицей своего царства. Достопримечательностей в городке не так уж много: церковь, монастырь и миниатюрный вулкан, появившийся близ озера Копенгаген в 1972 году. Все ключевые персонажи проживают в доме номер 16 по Пушкинской улице. Тут постоянно что-то изобретается, проводятся важные эксперименты, принимаются инопланетные делегации.


Карта города
Карта города

Профессор Минц и другие

Главным героем серии можно назвать Корнелия Удалова — типичного советского обывателя, возглавляющего местную стройконтору. Это располневший мужчина средних лет, лысеющий и весьма прагматичный. Вот только с Удаловым постоянно творятся странные вещи. То учёные решают вовлечь его в свои эксперименты, то пришельцы взывают о помощи. Имя этого героя (как и многих других), Булычёв позаимствовал из дореволюционного телефонного справочника.

Пенсионер Николай Ложкин отличается довольно мерзким характером, чрезвычайно жаден и любит конфликтовать с соседями. В одном из рассказов выясняется, что он служил в НКВД на заре 1940-х. Впрочем, неприязнь к этому человеку имеет под собой удивительную основу — Ложкин носит часы, формирующие негативное отношение окружающих.

Профессор Лев Минц — ещё одна культовая фигура. Этот человек едва не получил Нобелевскую премию, он известен в широких научных кругах. У Минца есть вполне реальный прототип — этнограф с идентичной фамилией. Впервые Льва Христофоровича можно встретить на страницах рассказа «Домашний пленник», написанного в 1972 году. Также стоит упомянуть изобретателя Сашу Грубина и циничного пришельца Коко, имеющего отдалённое сходство с пернатой ящерицей. Все эти персонажи плотно взаимодействуют между собой и периодически выходят на передний план. После распада СССР герои стареют вместе со своим городом, но продолжают попадать в фантастические переплёты.

Гусляр навсегда

Канонические рассказы и повести Булычёва составили сборник «Чудеса в Гусляре» — именно с него и началось моё знакомство с циклом. Не менее известны «Пришельцы в Гусляре» и «Возвращение в Гусляр». А последней книгой цикла стал сборник «Гусляр навсегда». Прибавьте сюда многочисленные экранизации (такие как «Золотые рыбки», «Шанс») — вот вам и масштабное полотно, описывающее наше общее прошлое с некоего фантасмагорического ракурса.

Булычёв ухитрился органично вписать вымышленные и совершенно невероятные события в серую повседневность, сконструировав архетип провинциального «города N», жители которого морально готовы к любым неожиданностям — Контакту с пришельцами и русалками, путешествиям во времени, употреблению волшебных эликсиров. Нестандартные события воспринимаются персонажами как данность, и вам кажется, что фантастика плотно вошла в наш повседневный быт. Такой подход вызывает ассоциации с Клиффордом Саймаком — в его произведениях тоже действуют закоренелые провинциалы, чей неторопливый быт переворачивается с ног на голову гостями из иных миров.

Герои Булычёва не лишены недостатков, это живые люди, но каждый из них по-своему симпатичен. Каждая история — своеобразная притча, добрая и мудрая. Сказочные перипетии служат фоном для философских размышлений автора о добре и зле, об опасности некоторых желаний и терпимости к окружающим. Все эти смыслы подаются ненавязчиво, через забавные ситуации и ироничное отношение писателя к действительности. Эх, даже перечитать всё это захотелось! В общем, рекомендую.

Оценка: 10/10

Страница Яна Бадевского на author.today

Все рецензии в рубрике «ПОСТгуманизм»

***

Будем рады видеть вас в числе наших подписчиков)
Успехов! И вдохновения творить!