Сегодня в сообществе пишущих увидела интересную беседу и решила поразмышлять на тему чередования временных форм глаголов в тексте. (Ошибки в беседе исправила для улучшения восприятия.)
Viktoria: Интересно и полезно, но пункт про время глаголов меня смутил. Обычно в повествовании всё-таки выбирается одно время глаголов - либо настоящее, либо прошедшее. Если в тексте идёт винегрет со временем глаголов, это не очень хорошо.
Мариэтта: Ну, почему? Глагол вовсе не обязан быть в одном времени. Это работает на ритмику текста.
Viktoria: Хм, нет, не могу согласиться. Я читала разные тексты, и даже в идеальном (тексте – прим. автора) разное время глагола очень выбивает. Нормально читается только в не собственно прямой речи. В остальных случаях лично я считаю это за ошибку.
Мариэтта: Не соглашайтесь, но это не меняет того факта, что использование разных времен - является одним из приёмов. Другой вопрос, что не все авторы умеют этим приёмом пользоваться.
Viktoria: Возможно, мне просто не попадались виртуозы в этом плане. Но пока мне это очень бьёт.
Мариэтта: Или срабатывает установка, что это неправильно.
Viktoria: Возможно. Вот задумалась. Буду искать примеры удачного использования.
Что я обо всём этом думаю, исходя из опыта.
Чередование временных форм глаголов в пределах одного эпизода чаще всего ошибочно. Если, конечно, в эпизоде нет прямой или косвенной речи персонажей. Речь автора пишется в одном времени, если не добавляются рассуждения о прошлом и будущем.
Чередовать временные последовательности можно тогда, когда речь идёт, например, о тексте внутри текста. Например, ГГ в наст.в. читает письмо другого персонажа, вот внутри этого письма время глаголов может быть прошедшим.
Не рекомендуется усложнять текст конструкциями из нескольких временных форм - психика читающего не всегда в состоянии их переварить.
Надо ещё помнить, в каком стиле текст написан. Художественный текст рассказа лучше всего писать в традиционном времени – настоящее в прошедшем. Пример: «Она встала с кровати, подошла к окну и отдёрнула занавеску. Яркое солнце слепило глаза. Уже во всю разгулялся погожий летний день. Можно идти на реку». Всё, что происходит с ГГ, описывается как настоящее время, но используются глаголы в пр.в. Так пишутся все рассказы, повести, романы.
Иногда автор прибегает к описанию в наст.в., когда рассказ идёт от первого или от второго лица. Примеры:
От первого лица: «Нагибаюсь, поднимаю листок и читаю записку «Иди и смотри в оба». Что это может быть?».
От второго лица: «Ты покрываешься холодным потом, и начинается нешуточный мандраж. Не может быть? Тебе уже не кажется всё это простой шуточкой дворовых шалопаев. Какое там, тебе не до шуток».
Иногда всё повествование идёт от первого лица, тогда у автора есть выбор: писать, как показано выше, - «настоящее в прошедшем» (описывать наст.в. через глаголы в прош.в.) или писать в наст.в. Тут есть нюанс. Описание полностью в наст.в. замыливает восприятие при чтении. Текст получается плоским.
Это как в математике: одномерная сфера в одном измерении – это просто точки на прямой, одномерная сфера в двумерном пространстве – это уже график окружности, двумерная сфера в трёхмерном пространстве – это шар. Занимательно, верно? Так и с текстом. Описание настоящего через прошедшее похоже на сферу в трёхмерном пространстве. Главное, самому не путаться и каждой точке задать правильные координаты.
Лёгкое повествование должно быть описано легко, без прыжков во времени в пределах эпизодов. Таковы рассказы и повести романтической или социально-психологической тематики. Тут работает и лексика, и синтаксис. Отсутствие сложных определений, терминов, научных отсылок в содружестве с простыми предложениями с минимумом сложно-сочинённости или сложно-подчинённости.
Серьёзный философский текст может быть слегка нагружен более сложными конструкциями речи. Но всё же бывает тяжело читать нагромождения фраз, а если при этом временные формы глагола начнут разниться от абзаца к абзацу, читатель быстро отложит книгу на потом. Хотя никакого «потома» может уже не случиться. Тогда в чём смысл текста? Чтобы просто был? Конечно, нет.
Мы пишем, чтобы нас читали, значит, строить предложения стоит грамотно и давать читателю то, чего он ожидает: лёгкое чтиво для отдыха, информацию к размышлению, драматическую ситуацию пощекотать нервы и т.д.
Важно помнить, что на ритмику текста влияют тоже, как ни странно, именно лексика и синтаксис. А не только чередование времён глаголов, как полагает Мариэтта в беседе. Лексика задаёт основной тон, а синтаксис выстраивает фразы так, чтобы при прочтении формировались ритмические конструкции, помогающие восприятию текста на многих смысловых уровнях – в том числе и на уровне внутреннего слуха (мы же читаем в основном про себя), и на уровне внешнего звучания (при чтении вслух).
Простые короткие предложения задают бодрое, резкое, твёрдое в ритме повествование. Если фразу окрасить несколькими эпитетами, она слегка растянется в пространстве-времени, следовательно, и читать её будут уже более размеренно, темп речи снизится, появится плавность, текучесть текста.
Пример простых предложений:
«Рассвет. Холод. Мрак. Промозглая погода. Дорога в хлам. Трясётся экипаж. Скрипят рессоры. Меня трясёт от самой езды и от холода. Зачем пустился в эту авантюру? На кой мне все эти проблемы? Сидел бы сейчас у Войновых, пили бы чай. Полина напекла бы плюшек.»
И чуть-чуть раскрасим это дело:
«Холодный ноябрьский рассвет. Мрачные перспективы среднерусских равнин. Промозглая погода без права перемен. Дорога убита в хлам, кругом лужи, грязь. Неновый мой экипаж трясётся вторые сутки. Противно скрипят плоские рессоры. Меня трясёт и от этой бесприютной поездки, и от вездесущего холода. Зачем я только пустился в эту авантюру? На кой мне все эти проблемы? Сидел бы сейчас у Войновых, пили бы чай с малиной. Полина напекла бы плюшек сахарных... Эх…»
Попробуйте сами написать что-то подобное, а потом то же самое написать от третьего лица и в прош.в.
Когда я начинала писать свой первый роман, первую главу и пролог написала в семи вариациях. И в настоящем времени, и в прошедшем, от первого лица, и от третьего, и от второго лица вставки были. Всё перепробовала. Потом бросила всё и неделю ничего из написанного не читала. Когда открыла тексты через неделю, сравнила и выбрала то, что меня более всего саму затягивало вглубь текста с головой. Так и появилась нужная синтаксическая конструкция для ведения речи автора и героев и последовательность чередования времён.
Важно помнить и то, что текст речи автора в крупной прозе может и даже обязан отличаться от речи ГГ и других персонажей в прямой и косвенной речи. В том числе играют роль и глаголы в разных временных формах.
Пример 1 – прямая речь:
«Она повернулась, тонкая, хрупкая, как травинка на лугу, и пролепетала несмело:
- Мне страшно… Моя жизнь – сплошной обман. Туман над рекой. Но когда встанет утро, когда он рассеется? Что со мной будет?..»
Пример 2 – косвенная речь:
«Начальник отдела потирал руки, глаза его сверкали нездоровым огоньком, а в голове зрел план отмщения: «Какая удача! Теперь я знаю, на кого перевести стрелки…».
Вам понравились мои экспромты в прозе? Дерзайте сами. Это увлекательно.
© Copyright: Алкея (Светлана Гончаренко), 2019
Читать произведения автора:
Роман «Я хочу, чтобы ты вспомнил…», героическая фантастика, приключения (ЛитРес/Черновики) – роман в работе (пишется).
Поэтический сборник «Крылатая конница» (ЛитРес) - авторская лирика.