Суворов – светлая личность с мелкими, но мудрыми причудами, гениальный командующий. Потёмкин – фаворит, обжора, пьяница, достиг власти через постель, употреблял эту власть для казнокрадства, затирания Суворова и «потемкинских деревень».
Упрощая, именно так воспринимать этих великих людей учат в школе, в университетах. Но отношения двух героев были совсем другими!
Боевые товарищи
«Темный образ Потемкина» дожил до советских и российских времен. Восстановим реальную историю отношений этих выдающихся персон.
Без оглядки на искаженный образ Потёмкина в популярной литературе:
- книга К. Осипова, беллетризованная биография «Суворов» - в ней именно Потемкин, наряду с Тугутом, назван «истязателем русского солдата», «присваивающим славу и мешающим победам» - от лица самого Суворова;
- роман-биография Л. Раковского «Генералиссимус Суворов» - Потёмкин один из самых глупых героев и сибарит, мешающий Суворову не по злой воле, а по тупости и нерешительности;
- «Фаворит» В. Пикуля – правдивая книга о Потемкине, но стоит на её страницах появиться Суворову, как автор дает понять, что полководец вызывает у главного героя неприязнь.
Мало где упоминается о крепкой дружбе героев. Которую легко доказать фактами и письмами первых 14 лет их знакомства. Встретились и подружились они на войне, куда оба отправились после личных просьб: Суворов – из умиротворенной Польши, Потемкин – с заседания государственного комитета.
Сорокатрехлетний генерал-майор и тридцати четырехлетний генерал-поручик (моложе, но старше чином) познакомились в 1773 году. Впрочем, воевал Суворов поначалу не под его командованием (знаменитый Туртукай и разгром турок при защите Гирсова моста), а к концу войны и вовсе отбыл из армии – жениться.
За ним (предположительно, 30 мая) женится и Потемкин. Если Суворову его женитьба принесла деньги и неприятности в будущем, то венчание Потемкина с Императрицей (что они были законно повенчаны - научно доказанный факт) принесла тому воинское звание генерал-аншефа. И Суворову как раз в те же дни досталось звание генерал-поручика (частично в качестве свадебного подарка, частично, за действия в Туртукае и Гирсове, хотя за них он уже получил ордена). Любопытно, что и дочки у Суворова с Потемкиным появились на свет с разницей всего в пару недель.
Пути будущих друзей-врагов расходятся: Потемкин остается в столице, а Суворов возвращается на турецкую войну, где, вместе с другим злодеем «Суворианы», М.Ф. Каменским, они одерживают победу при Козлуджи. Суворов был близок к поражению (его спасла конница Каменского), демонстративно игнорировал приказания старшего по чину, за что был отослан фельдмаршалом в провинциальный Киев.
Бесславный конец карьеры был бы близок… если бы не завязавшаяся ранее дружба с Потемкиным и восстание Пугачева! Именно Потемкин устроил Суворову «шпагу, усеянную бриллиантами» - «по совокупности» за Козлуджи и за разгон оставшихся пугачевцев.
Под флагом Светлейшего
Считается, что именно будучи обойден наградой в 1774-ом, Суворов затаил неприязнь к Потемкину. Факты (и письма героев) это опровергают.
В конце 1777 года, при подготовке к полному покорению Крыма, находящийся в отпуске Суворов саботирует приказы непосредственных начальников – Прозоровского и Румянцева, демонстративно не едет к находящейся в тяжелом положении армии по причине «болезней многих». Он пишет лично Потемкину о желании не служить под чьим-либо началом, а действовать самостоятельно. И Потемкин подсказывает Румянцеву подчинить Суворову автономные войска на Кубани.
Суворов запомнил, благодаря кому он получил самостоятельность в действиях. Его блистательная политическая и военная первая личная компания по превращению Кубани в Азовскую губернию, стала дополнением к благодарственным письмам Потемкину.
В отличие от романистов и популяризаторов, все серьезные историки полагают, что Суворов, выражаясь словами из его же писем, долгое время был «счастлив служить» под руководством Потемкина и «счастлив за такого человека умереть» долгие годы – с 1778 до конца 1790-ого года.
Ясский инцидент и Суворов – заговорщик: причина в даме!
В любой литературе можно найти лишь немного отличающиеся описания конфликта Суворова с главнокомандующим (кем и являлся Потемкин по факту, хотя большинство этот момент опускает). Счастливый Потемкин спросил генерала: «Чем я могу Вас наградить?», а прибывший после кровавого взятия Измаила Суворов ответил: «Я не торговаться приехал! Награды же приму лишь от Государыни!».
Два самых популярных толкования дальнейших событий:
- взбешенный Потемкин послал срочного гонца и Екатерина, послушавшись «фаворита», не дала герою Измаила награды (Ф. фон Смитт, Е. Фукс, К. Осипов, и множество других историков и романистов);
- следующий чин, на который мог рассчитывать Суворов, был чином фельдмаршала, а Потемкин не желал поставить старого подчиненного выше себя (фон Эттингер и А. Петрушевский);
Яркому историческому анекдоту с диалогами противоречат факты:
- самого Потемкина не было и в Яссах в тот «роковой» день;
- Потемкин лично прибыл ко двору раньше Суворова;
- поздравительное письмо Светлейшему от Суворова к Новому, 1791 году;
- письмо Суворова в марте 1791 года с просьбой лично выхлопотать отпуск для Натальи, «Суворочки».
И много других фактов. Так был ли заговор, интрига? Были. Не против Суворова, против Потемкина! Причиной интриги, в которую ввязался Суворов стала женщина! Не любовница: дочь полководца. Отец хотел выгоднее выдать замуж дочь – можно ли его винить? Но Потемкин – которого подсиживал первый не контролируемый им фаворит, П. Зубов (за которым стояли европейские интересы, как будет доказано после убийства – в том числе и Зубовыми – Павла I), не смог помочь другу.
Заговорщики (Репнина, Зубовы, Салтыков) дали ясно понять старику: они готовы с ним породниться, если полководец поможет свалить своего патрона, начальника и друга. В апреле 1791 Англия и Швеция были готовы объявить войну России: следовало убрать Потемкина…
И опытный воин делает выбор. И побеждает.
Победа над Потемкиным принесла ему:
- чин генерал-адъютанта;
- «перспективного» зятя – но не того, на которого рассчитывалось, а лишь Н. Зубова (от партии заговорщиков);
- производство в полковники племянника (последний подарок Потемкина).
И – пресловутую «финскую опалу», разочарование и прозрение последних писем с похвалами уже мертвому Потемкину: стратегически он проиграл!
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))