Найти тему
Заметки о живописи

Василий Суриков. Боярыня Морозова

В. Суриков. "Боярыня Морозова". (1884-1887)
В. Суриков. "Боярыня Морозова". (1884-1887)

Ещё в детстве Василий Суриков слышал рассказ о раскольнице боярыне Морозовой... Ещё в детстве был поражен судьбой этой сильной и страстной женщины.

Феодосия Прокофьева Морозова (в девичестве Соковнина) была дочерью окольничего Прокофия Федоровича Соковнина

  • Окольничий – второй после боярина думный чин

и женой Глеба Ивановича Морозова, боярина, родственника правящей царской династии.

После того, как Борис Иванович умер бездетным и оставил наследство брату, после скорой смерти и самого Глеба Ивановича, боярыня Морозова номинально распоряжалась имуществом двух братьев, отошедшим её единственному сыну Ивану Глебовичу.

Помимо этого, боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова занимала исключительное положение при дворе, входила в свиту царицы и являлась приближенной самого царя, Алексея Михайловича.

В годы её жизни в стране проводилась церковная реформа, инициатором которой был патриарх Никон.

Целью реформы было обновление церковных обрядов и унификация русской и греческой православных церквей.

После того, как реформы были проведены, церковная среда разделилась на "старообрядцев" – противников реформы патриарха Никона и "новообрядцев" – её сторонников.

Одним из главных камней преткновения стал вопрос о том, как именно креститься: двумя или же тремя перстами. "Старообрядцы" продолжали креститься двумя, в то время как сторонники Никона перешли на троеперстие.

Василий Суриков с большой достоверностью изобразил атмосферу пореформенной Руси.

Его картина "Боярыня Морозова" переносит нас прямиком в Москву XVII века, охваченную огнем церковных споров.

Художник запечатлел самый пик этой борьбы – заключение под стражу боярыни Морозовой, ярой сторонницы старых порядков.

В. Суриков. "Боярыня Морозова". Фрагмент.
В. Суриков. "Боярыня Морозова". Фрагмент.

Мы видим, как ее в кандалах вывезли из дома и перед всем честным народом покатили по московским улицам.

Мы видим так же, что это не сломило ее духа и не умалило её стремления стоять за "правильную" веру.

Перед нами – сильная и страстная женщина. Возможно, уже слегка одержимая в своём желании быть верной Богу до самого конца, однако по-прежнему несгибаемая...

Нужно заметить, что в первые годы после проведения реформы боярыня Морозова посещала церкви нового образца и на людях крестилась тремя перстами, однако после того как в 1670 году приняла постриг под именем Феодоры, перестала скрываться...

Нсмотря на богатство своих одеяний, боярыня выдерживает их в строгих, исключительно чёрных цветах. Как и подобает монахине...

Тем сильнее контраст между тёплым блеском узоров на её черном платье и мертвенной бледностью лица и рук, холодным блеском полубезумных глаз...

В ней чувствуется несокрушимая сила. Чувствуется, что такой человек пойдёт до самого конца.

Одной рукой боярыня вцепилась в сани, вторую сложила в двуперстном знамении. Единственно верном, по мнению старообрядцев.

В. Суриков. "Рука боярыни Морозовой". Этюд к картине "Боярыня Морозова".
В. Суриков. "Рука боярыни Морозовой". Этюд к картине "Боярыня Морозова".
  • Два пальца (указательный и средний) поднимают вверх, олицетворяя две природы БогаБожественную и человеческую.
  • Остальные три пальца складывают вместе. Они выражают триединую сущность БогаОтца, Сына и Святого Духа.

Лошадиная дуга и передок саней, на которых едет боярыня, украшены старорусскими узорами. Такие сани подошли бы и невесте, но на них везут мятежницу...

Кого же мы видим в толпе, окружившем боярыню?

Рядом с санями, молитвенно сложив руки, идёт сестра Феодосии Прокофьевны, княгиня Евдокия Урусова (в девичестве Соковнина).

В. Суриков. "Боярыня Морозова". Фрагмент.
В. Суриков. "Боярыня Морозова". Фрагмент.

На ней богато расшитый платок и шапка с собольей оторочкой.

Рядом с княгиней шагает стрелец с бердышом в руке. Он зорко стережет её: княгиня во всем сочувствовала и помогала своей сестре...

По историческим данным, их даже везли вместе на одних санях, однако Василий Суриков, решив сделать акцент на лице боярыни Морозовой, немного погрешил против достоверности.

Вокруг саней собрались мужчины, женщины и дети.

Лица мужчин в большинстве своем серьёзны, даже суровы. Многие из них жалеют мятежную раскольницу, но не смеют показать это.

Находятся и такие, кому не понять безумного религиозного рвения боярыни. Казалось бы, что за дело – двумя или тремя перстами креститься?..

Не проще ли изменить себе, чтобы не подвергаться опале?

Беззубый поп по левую сторону от саней, не стесняясь, потешается над боярыней...

В. Суриков. "Боярыня Морозова". Фрагмент.
В. Суриков. "Боярыня Морозова". Фрагмент.

Зато стоящий справа мужчина в одежде странника и с посохом в руке, напротив, всей душой сочувствует ей. Он снял шапку и опустил глаза в беззвучной молитве. На руке у него можно заметить старообрядческие четки – лестовку. Точно такие же носит и боярыня...

Дети ведут себя более непосредственно. Кажется, что они здесь повсюду: сидят на крышах, балансирует на церковных ступенях, бегут за санями...

В. Суриков. "Боярыня Морозова". Фрагмент.
В. Суриков. "Боярыня Морозова". Фрагмент.

Они показывают на боярыню пальцами и заглядывают ей в лицо...

В общей своей массе они не понимают всей трагичности происходящего на их глазах события, смеются и зубоскалят.

Однако есть и те, кто думает иначе.

В. Суриков. "Задумавшийся подросток". Этюд к картине "Боярыня Морозова".
В. Суриков. "Задумавшийся подросток". Этюд к картине "Боярыня Морозова".

Мальчик слева, в расшитом кафтане и отороченной мехом шапке, невидящим взглядом уставился на боярыню. Он, кажется, поражен увиденным до глубины души.

Примечательна так же группа детей по правую сторону от боярыни Морозовой.

Светловолосый мальчонка, стоящий к нам лицом, задорно улыбается в ответ на чью-то шутку. Положение боярыни забавляет его.

Однако он ещё не увидел её лица, не заглянул в её страстные, проникнутые огнём веры глаза. Мальчик, идущий рядом с санями, уже сделал это. И увиденное настолько поразило его, что смех так и замер на его губах. Удивленное и вместе с тем благоговейное выражение застыло теперь на его лице.

Женщины – все, как одна – сопереживают горю боярыни. Кем бы ни была она, какой бы веры не придерживалась, в первую очередь она именно женщина... Своя по духу и крови.

А потому все – молоденькие девушки, зрелые и пожилые женщины – прижимают ладони к лицу в жестах ужаса и немого сострадания, сжимают на груди руки, скорбно склоняют головы...

В. Суриков. "Боярыня Морозова". Фрагмент.
В. Суриков. "Боярыня Морозова". Фрагмент.

Старуха-нищенка, расположившаяся на переднем плане, с гримасой отчаяния протягивает руку к саням, на которых увозят её благодетельницу, но не может удержать, остановить их...

Лицо и руки её избороздили морщины, одежонка стара и потрепана, на плече висит холщовая сумка для сбора подаяний.

Рядом с ней мы видим сидящего прямо на снегу юродивого.

Он единственный на картине повторяет жест боярыни: складывает пальцы в двуперстном знамении. Никто из окружающей мятежную боярыню толпы не осмеливается на это, боясь царского возмездия. А юродивых на Руси не трогали...

Нужно сказать, что именно высокое положение боярыни Морозовой долгое время удерживало царя Алексей Михайловича от расправы над ней.

Однако Феодосия Прокофьевна слишком долго проявляла неуважение к царю, слишком долго не подчинялась его приказам. И последней каплей стал её отказ прийти на венчание царя Алексея Михайловича с молодой женой, Натальей Нарышкиной...

На заднем плане нам предстает московская улица: утопающие в голубоватой утренней дымке бревенчатые дома горожан, тускло поблескивающие купола церквей, голые деревья...

В. Суриков. "Боярыня Морозова". Фрагмент.
В. Суриков. "Боярыня Морозова". Фрагмент.

Справа перед иконой Божьей Матери теплится одинокая лампада.

К ней обращает свой взор боярыня Морозова, перед ней воздевает руку в последнем крестном знамении.

На картине удивительным образом сочетаются между собой холодные и тёплые оттенки.

Снег, исполосованный полозьями саней, и висящая над домами синяя дымка погружают нас в промозглый холод того дня.

Суриков говорил:

 "На снегу писать — все иное получается... на снегу все пропитано светом. Все в рефлексах лиловых и розовых..."

Он специально ставил своих моделей на снег, чтобы изучить, как его белизна воздействует на цвет их лиц и одежды.

Яркие одеяния собравшихся поглядеть на боярыню Морозову людей создают удивительный контраст с холодом заснеженной улицы и домовых крыш. От их дыхания, кажется, самый воздух становится чуточку теплее. Жаль лишь, что он не в силах обогреть мятежную боярыню.

Не в силах спасти её.

Боярыню Морозову подвергли допросу и пыткам, после чего её вместе с сестрой Евдокией Урусовой сослали в Боровск, где заключили в земляную тюрьму.

Там, с разницей в два месяца, они обе и скончались от истощения.

"Новый обряд" победил.

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни

Василий Суриков. Меншиков в Березове