Найти тему

"Три новеллы" Фредрика Бакмана

Бывает очень обидно, когда очень хорошие книги без поддержки и рекламы, без того, чтобы быть у всех на слуху, так и проходят мимо. Хорошо, когда писатель уже известен и любим своей аудиторией, тогда его поклонники всё равно покажут, напишут и расскажут. Вот и я туда же. Так как творчество Фредрика Бакмана мне нравится, я не могу не рассказать о новинке этого года, вышедшей в издательстве «Синдбад».

Фото для коллажа взяты с сайта магазина "Лабиринт" - https://www.labirint.ru/books/687475/
Фото для коллажа взяты с сайта магазина "Лабиринт" - https://www.labirint.ru/books/687475/

Книга называется «Три новеллы». Это не простое издание, это комплект из двух книг, собранных под одну супер-обложку. И это не просто красивое решение, это разделяет новеллы по тематике. Первые две – о жизни, о смерти, о времени. Третья же о другом, она может показаться детской, но это не так. Сейчас расскажу. Но вначале небольшое лирическое отступление. Настроение, знаете ли…

Почему-то сейчас не хочется сказок. Даже страшно-реалистичных, как лучшие экземпляры моего любимого темного фэнтези. Но и без сказок как-то не так. Странное настроение, странное состояние. Наверно, это просто осень и хочется чего-то грустного, но теплого. Реалистичного, но и чуток волшебного. Осень – пора угасания и умирания, такое время, когда волей-неволей, а лезут в голову всякие мысли о бренности бытия, о жизни, о смерти, о времени… Каждый год мы принимаем это постепенное осеннее угасание, как данность, но чем раньше темнеет за окном, чем холоднее становится на улице, тем больше хочется чего-то светлого и теплого. Любимый свитер натянуть. Или в мягкий плед закутаться. И книгу соответствующую взять. Такую, как эти три новеллы Фредрика Бакмана. Он как Фрай со своими сказками о Вильнюсе, несколько печальный, но светлый. У него тоже есть своя магия. Эти новеллы теплые, несмотря на то, что они об угасании, о проходящем времени, о том, что мы оставляем. За исключением третьей, которая и выделена в этом комплекте отдельной книжкой, она о преодолении, о жизни, о том, как жить и кем быть.

Сделка всей жизни. Достаточно. Есть люди, которым достаточно. Они счастливы малым. Они находят радости в простом и близком. А есть люди, которым всегда недостаточно. Они не умеют быть счастливыми, потому что впереди всегда следующая цель, более глобальная, более сложная. Таким не до сантиментов. В их жизни есть только они и борьба за место на вершине. А счастье… Интересно, что задуматься о том, что же важно, можно только остановившись и оглядевшись. И не на гору, что преодолел, достигнув очередного пика, а на то, что оставил там под горой. Если это ещё видно.
«Мне не повезло с тобой…» Точно? А в чем тогда повезло? А что в итоге? И кому? И вот такой странный для эгоиста выбор, жизнь за жизнь. Бакман тут выделил и акцентировал внимание на этой разнице – смерть за смерть не равно жизнь за жизнь. Поэтому так страшно, когда отдаешь жизнь. Нам же так важны следы, что мы оставляем…

И с каждым утром дорога домой становится всё длиннее. Площадь снова уменьшилась. Удивительно трогательный и образный рассказ обо всем, что так важно для семьи: преемственность поколений, общение, любовь, внимание, взаимопонимание и память. Пока мы бежим по жизни в свои самые насыщенные годы, многое проходит мимо. А вот дети и старики, у которых есть время, находят очень много точек для соприкосновения. Беда в том, что у одних его очень много, а у других оно заканчивается. А вместе с ним уходит и другое – площадь памяти уменьшается. Тот случай, когда тело живее, чем мозг, когда память стирается, когда уже не возникает новых идей, когда умирает фантазия. Стирается всё. Как жить с этим тем, кто стерся, рядом с теми, у кого они стерлись? Вот так. Вспоминая и рассказывая. Новелла напомнила «Дневник памяти».

Себастиан и тролль. Недетская притча о ребенке, живущем в стеклянном шаре. Прятаться от мира, закрыться, спуститься на дно, не быть – ужасная трагедия для того, кто делает такие попытки. Тут всё очень образно, но в то же время и предельно понятно. Этот рассказ самый небольшой, но в то же время он вместил в себя больше остальных. Это об очень важных вещах. Это о нас. Это путь. Со дна, из клетки, из-за стен, что мы воздвигаем, думая, что так будет проще и не будет больно. А получается наоборот. Что-то должно взорваться, как правильно заметил тролль. Разрастающаяся пустота взорвет либо шар, либо тебя. Трещинки подскажут, что именно. Главное вовремя разглядеть и выбраться.

Бакман пишет так, как будто беседует с тобой на каком-то интуитивном, внутреннем языке, будто диалог происходит в голове, когда вместо слов возникают образы, которые сильнее влияют, глубже достают и именно туда, куда нужно. И о важном таком – о человеческом и о человеке. Это трогает. Или, возможно, просто книга так удачно попала в настроение. Хотя, не… Это же не первое моё знакомство с Бакманом.) Я в нём уже уверена.

Очень рекомендую. Даже тем, кто не любит малую прозу. Здесь действительно всего достаточно. Это полноценно. Никакой недосказанности не останется. Никакой мысли о том, что, если бы развернуть да добавить, то были бы лучше раскрыты идеи, не появится. Это очень хорошо в том виде и так, как оно есть. Чудесные новеллы.

Из рубрик: "Новинки", "Рекомендации"