Принято считать виновницей всего Хюррем. Однако, это не так.
В начале сериала Хюррем действительно пыталась голословно очернить Ибрагима, рассказами о том, что народ де считает его главным в успехе похода и восхваляет Ибрагима больше, чем падишаха.
Но, такие слова, вызывали негодование у Султана Сулеймана. Он либо мягко указывал ей на то, что следует заниматься детьми, либо возмущался и спрашивал, откуда такие мысли.
После этого Хюррем опиралась только на факты. Она предоставляла Сулейману подтвержденные свидетельства намерений Ибрагима паши.
Это и переписка с Махидевран, и тайные переговоры в Бурсе, а, главное – копия беседы с послами, где кроме трона, были еще и совсем непозволительные речи о дрессировщике и льве.
Этот документ стал «последней каплей», переполнившей чашу терпения султана.
Однако, наполняла чашу не Хюррем, а сам Великий визирь своими словами и поступками. У Ибрагима было свое окружение из людей, почитавших и любивших его.
Великого визиря было за что уважать – он был мудрым политиком и великим полководцем. Этих заслуг вполне могло бы хватить, чтобы при жизни занимать свой пост и готовить Мустафу к трону, чем и занимался Ибрагим, более для себя, чем для Мустафы.
Однако, Великому визирю не давали покоя лавры Александра Македонского. Как ни останавливал его Султан даже угрозами, Ибрагим не мог свернуть с этого порочного пути.
Собственная статуя, уничтоженная Султаном, не остановила его. Итоги Разборок после Бурсы – тоже. Его мечты о власти и свободе переплелись в дьявольский клубок, который и погубил его.
Сам Султан Сулейман очень опрометчиво защитил Ибрагима пашу от самого себя. Уменьшил ту дистанцию между правителем и подданным, которую должен был держать для блага страны, своего блага и даже для Ибрагима.
Кто мог повлиять на Ибрагима? Как ни фантастично это звучит – Хатидже Султан. Она имела такую возможность, когда встал вопрос о разводе.
Однако, от развода Хатидже отказалась чтобы не доставить удовольствие Хюррем. А, главное – объявила об этом. Ибрагим и так знал, что Султанша полностью ему подвластна. Но, угроза потерять все из-за развода была слишком реальна и болезненна для него.
Даже, если бы она сам добился прощения, это уже охладило его пыл в желании власти. Однако, Хатидже Султан была слишком слаба и слишком любила своего супруга, чтобы остановить его.
У нее не хватило ума даже догадаться о том, что мужу грозит опасность и поговорить с ним. Хюррем была права, когда назвала ее «марионеткой в руках Ибрагима».
Из друзей самым влиятельным был Барбаросса. Он присутствовал на злополучном ужине, когда Ибрагим, читая книгу Макиавелли, заметил, что она была написана, когда еще не знали о нем. И Барбаросса посмотрел на него с большим недоумением и неодобрением.
Что остановило Барбароссу от беседы с Ибрагимом, где он мог бы объяснить, что тот наносит вред и самому себе и Мустафе?
Я не вижу откровенных причин – Хызыр Хайретдин паша тоже ставил на Мустафу. При всем уважении к Ибрагиму, он обязан был умерить его пыл еще на стадии идеи государства в государстве.
Нельзя и отметать полностью Насуха эфенди, доброго малого, прощавшего Ибрагиму паше все проделки даже в отношении себя. Он не мог ничего изменить, но его взгляд преданной собаки на хозяина придавал сил и уверенности паше.
Бали бей видел странности поведения Великого визиря в расследовании покушения на Хюррем. Понимал, что за этим что-то кроется, но, из уважения к военным подвигам, молчал даже перед Султаном. Воин воина не предаст? Тоже позиция незрячего человека.
Такая общая идеализация Ибрагима его друзьями и супругой и привела его в руки палачей. Ни один друг не сделал даже попытки вразумить пашу.
АВТОР ПРИГЛАШАЕТ ЧИТАТЬ, ОЦЕНИВАТЬ СТАТЬЮ, ПОДПИСЫВАТЬСЯ НА МОЙ КАНАЛ.