В Древнем Риме жили такие же люди, как и сейчас. Влюблялись, плели интрижки, спали с кем попало. Но в норме — заключали браки и пышно праздновали свадьбы. Как и в любом другом классическом патриархальном обществе чаще всего браки заключались родителями, согласия молодых не спрашивали. Если речь шла об аристократии, то тут играли роль политические соображения, для людей победнее — материальные. Прочность брака и взаимная верность супругов считались одной из «духовных скреп» римского общества.
Готовыми к браку девушки считались лет с 12, а юноши с 14-ти, но на протяжении истории Древнего Рима реальный брачный возраст менялся — в патриархальной деревенской провинции женились раньше, в городах — позже. Конечной инстанцией в решении о браке всегда был отец семейства, без его согласия брак не мог быть заключен. Только при императоре Августе у молодых появилась возможность обратиться к магистрату в случае несогласия с решением отца, и то чаще всего магистрат становился на сторону родителя. Понятие о близкородственных браках менялось — в раннем Риме запрещены были браки между родственниками до четвертого колена, потом были разрешены браки двоюродного брата с сестрой или дяди с племянницей. На то, что в римской провинции — Египте — вовсю женились родные братья и сестры, вообще смотрели сквозь пальцы. С согласия господина жениться могли даже рабы. Запрещено было жениться опекунам и воспитанникам — вот этот запрет строго соблюдался.
Римляне, со своим римским правом, первые ввели понятие брачного контракта. Во всяком случае при заключении помолвки два отца семейства (а не сами молодые, разумеется), оговаривали и записывали все имущественное тонкости: размер приданого, что конкретно в него входило, сроки выплаты. Да, в Риме можно было заключить договор о выплате приданого в рассрочку на несколько лет. Женщина с приданым была материально защищена: она получала обратно свое приданое при разводе, оно гарантировано оставалось при ней в случае вдовства.
А как же все-таки происходила свадьба? Начиналось все, как и сейчас, с помолвки. Жених вручал невесте кольцо, которое она носила на безымянном пальце. В раннем Риме это кольцо было железным, но ко временам империи стали использовать золото. Вслед за помолвкой следовала сама свадьба.
Выбрать дату для свадьбы было не так просто. То календы, то лемурии, то март — месяц посвященный богу войны. Чаще всего женились в конце июня — это время считалось самым благоприятным. Накануне свадьбы невеста приносила в жертву богам свою детскую одежду и игрушки, и одевалась уже в новую, женскую одежду: длинную белую тунику и красный платок.
Расчесывали ее накануне свадьбы непременно наконечником копья — оно было символом Юноны, покровительницы брака и деторождения. В позднем Риме девицы предпочитали копье, которым был убит накануне какой-нибудь гладиатор.
Сама свадебная одежда для невесты, кроме нижней белой туники была ярко-красной. Начиналась сама церемония с гадания — все отправлялись в храм, приносили в жертву какое-нибудь животное (чаще всего свинью) и авгур по внутренностям определял благоприятность брака. Разумеется, предсказания были благоприятными, и тогда перед алтарем подписывался брачный договор, а жених и невеста давали друг другу согласие и обменивались кольцами. После чего все отправлялись пировать. На пиру обязательно подавали специальные пирожные из теста, замешанного на вине и свином жире.
Обычай «похищения невесты» у римлян тоже был. Но все это происходило уже после свадьбы в конце пира. Пировали в доме родителей невесты, а вот под конец невесту «похищали» и вели в дом жениха. Поднабравшиеся гости сопровождали все это малопристойными песенками и шуточками, в толпу бросали орехи — в общем, свадьба как свадьба. Муж вносил невесту в дом на руках, а вот затем она должна была обмотать дверной косяк шерстью и смазать жиром и маслом — считалось, что это оградит молодых в первую ночь от злых духов.
После этого муж подносил жене огонь и воду — то есть бокал с водой и факел, она давала ему три монеты. Одну муж оставлял себе, а две жертвовались ларам. Женщина при этом произносила фразу: «Где ты Гай, буду я, Гайя». И только после этого муж наконец развязывал на жене пояс (он был завязан специальным геркулесовым узлом — муж должен был показать себя в эту ночь геркулесом!) и их все оставляли в покое. Разумеется, кроме богов: за совершающимся в постели внимательно наблюдали Венера, Мутун-Тутун (римское имя Приапа) и бог Субиг, которые отвечал за субординацию — жена должна подчиняться мужу. Наутро женщина выходила уже в одежде настоящей римской матроны, все снова приносили жертвы домашним ларам и продолжай праздновать.
В зависимости от благосостояния семей гулянка могла продолжаться несколько дней, и сопровождаться гладиаторским играми и представлениями. Жертвы богам могли быть скромными — а могли и огромными.
Читайте также: Что хозяин не имел права сделать с рабами и рабынями в древнем риме?
Периодически законодательно пытались ограничить сумму, которую могли потратить на свадебные торжества, но каждый раз богачи находили возможность обходить это ограничение. Впрочем, некоторые римляне старались устроить свадьбу не в городе Риме, а у себя в поместье, где можно было обойтись относительно скромным празднеством.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев