Перед вами — первое письменное упоминание о воинских наградах в нашем Отечестве:
«И изыде нощию во сретение им Александр Попович, и уби Володаря и брата его и иных множество половец уби, а иных в поле прогна. И се слышав Володимер, и возрадовался зело, и возложи на нь (него) гривну злату и сотвори и (его) вельможа в палате своей».
«Никоновская летопись», около 1000 года.
Если этот текст на древнерусском кому-то непонятен, поясняем: ростовский боярин Александр Попович, он же известный по былинам богатырь Алёша Попович, разгромил ночью половцев, убив их предводителя и его брата. И за это обрадованный князь Владимир Красное Солнышко, тот самый, Креститель Руси, принял его в своей резиденции «по высшему разряду» и наградил золотой гривной.
Но речь в этой статье пойдёт не о всех наградах, в качестве таковых на Руси использовались и просто деньги, и именное оружие, и всевозможные подарки, вроде имений с крепостными или «шубы с царского плеча». Нас интересуют вполне определённые артефакты: монеты неправильной формы, напоминающей рыбью чешую, чаще всего с отверстием, изредка с двумя. Материал — серебро с позолотой или чистое золото. Коллекционеры называют такие монеты «золотой чешуёй», иметь подобный артефакт в коллекции считается весьма престижным. Попробуем найти ответ на вопрос: коллекционирование «золотой чешуи» это фалеристика (поскольку речь идёт о наградах), или это нумизматика, поскольку предмет — монеты, денежные знаки? Проще говоря, кому должен предлагать такую находку удачливый кладоискатель?
История в целом….
Нам неизвестно, что представляла собой «гривна злата», упомянутая в начале этой статьи. Была ли она обычным для своего времени денежным знаком или имела какие-то специфические «наградные» признаки (надписи, изображения и т. д.). Есть даже версия, что речь идёт о «гривне» как о мере веса. Точно так же нет ясности в вопросе о том, какими золотыми монетами награждали московских ратников в годы правления Великого князя Василия Тёмного в XV веке. В частности, за боевой поход по Волге на Казань. Сказано в летописи «дважди по золотой денге» каждому ратнику — и всё. Ищите, кладоискатели.
Предыдущий абзацу понадобился автору для того, чтобы читатель не делал окончательных выводов, мол, появились «золотые чешуйки» тогда-то и там-то. Да, первые имеющиеся в коллекциях «жалованные» золотые монеты, «золотые чешуйки», с отверстиями, относящиеся к эпохе правления царя Ивана IV Грозного (1533-1584), дошли до наших времён и считаются огромной редкостью и ценностью. Но кто возьмётся утверждать, что их не было раньше? Опять-таки: ищите! Возможно, вам удастся найти «раритет из раритетов» — наградную монету, выпущенную русским царём Владиславом Жигимонтовичем в 1611 году. Да-да, был такой якобы царь, который так и не сумел пробиться в «свой» стольный град Москву, однако успел выпустить наградные монеты. Но это отдельная история.
Размер и вес наградной золотой чешуйки зависели от знатности и чина награждаемого.
«Разрядная книга» времен Ивана Грозного содержит такую запись о чествовании участников второго Ливонского похода в 1577 году:
«…государь за ту службу Богдана (Бельского) пожаловал золотой португалской да чепь золоту, а Деменши Черемисову золотой угорский, а дворянам государевым по золотой наугородке, а иным по московке золотой, а иным по золоченой».
Позолоченные чешуйки предназначались для награждения рядовых ратников.
Наиболее часто попадаются золотые Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, а также золотые времени правления Софьи от имени Ивана и Петра Алексеевичей.
Особое место в системе донативных (наградных) знаков допетровского времени занимает золотой в четверть угорского 1654 года, которым массово наградили казаков из войска Богдана Хмельницкого. Появление данного знака связано с одним из наиболее важных событий в истории России XVII века — вхождением в её состав Левобережной Украины и западно-русских уездов со Смоленском.
В системе донативных знаков допетровского периода золотой в четверть угорского соответствовал награде, которую получали преимущественно сотенные головы дворянских ополчений и стрелецких полков. По замечанию И.Г. Спасского, награждение данным знаком простых казаков и вчерашних посполитых с точки зрения Разрядного Приказа и царя производилось с крупнейшим превышением любых возможных в таком случае норм. В этом, безусловно, нашла отражение исключительная важность происходивших политических событий.
В войске Б. Хмельницкого были недостаточно знакомы со старинным московским обычаем награждения золотыми, поэтому отверстия в них не делали и на себе как награду не носили, а использовали в качестве платёжных средств. В XVII в. в денежном обращении Украины, наряду с медными и серебряными, имели хождение и золотые монеты, в частности, дукаты, фракцией которых, по сути, являлся московский золотой в четверть угорского.
В 50-х гг. XVII в. золотой в четверть угорского был равноценен половине талера, то есть 32-м копейкам по ценам московского рынка. На эту сумму в Москве можно было купить одну овцу (30–36 к.), пять поросят (5–6 к. каждый), трех жирных гусей (9–10 к. за одного) или целый воз огурцов (в августе 1654 г. одну копейку стоили более ста огурцов). На Украине, выгодно отличающейся от московского региона плодородностью, цены на перечисленные товары, скорее всего, были существенно ниже.
По подсчетам И.Г. Спасского в 1654 году было отчеканено более 70 000 золотых в четверть угорского, благодаря чему они присутствуют не только в музейных собраниях, но и изредка встречаются в частных коллекциях. Золотой в четверть угорского 1654 г. является самым узнаваемым и самым популярным донативным знаком допетровской России.
«Золотые чешуйки» перестали чеканить при императоре Петре I, поскольку российский «царь-реформатор» не обошёл своими реформами и наградное дело. При нём в 1698 году учреждается первый русский орден Андрея Первозванного и разрабатывается роскошный нагрудный знак ордена, а чеканка наградных монет «с дырочками» признаётся варварством.
…и по царям
Поскольку год чеканки на русских монетах стали указывать лишь в 1596 году, да и то не от Рождества Христова, а от Сотворения мира (в данном случае 7104 год), и не цифрами, а славянскими буквами и символами, у нумизматов принято классифицировать их по именам царей. Формально это не совсем правильно, первым русским царём в 1530 году стал Иван Грозный, а до него в Московском княжеством правили великие князья. Но так принято, кстати, и среди коллекционеров в других странах.
Это не так сложно, как может показаться поначалу, хотя элементарные познания в отечественной истории, конечно же, нужны. Дело в том, что в течение тех без малого двух столетий, когда чеканились «золотые чешуйки, их облик почти не менялся. Соответственно, надписи и рисунки (легенда) тоже были стандартными. На копейке, как говорится, «по определению» — всадник с копьём. На деньге, полушке и четвертушке — всадник с саблей. А также дата, иногда название монетного двора. Это на аверсе, а на реверсе — сокращённый титул великого князя или царя и его имя. На монетах, выпущенных при сыне Ивана Грозного Фёдоре Иоанновиче, и позднее, указывалось отчество.
И всё же — куда?
Итак, мы в общих чертах определили, что представляет собой «золотая чешуя». Но вопрос, вынесенный в заголовок, пока остаётся без ответа. Фалеристика или нумизматика могут по праву считать «золотые чешуйки» своими трофеями? Считать их своими, конечно, никому не запретишь, но ключевые слова здесь «по праву», неформальному, конечно.
Наши соображения следующие. «Чешуйки» — не именные награды, и могут использоваться в денежном обращении разными людьми. А раз так, то их место — рядом с обычными монетами, в коллекциях нумизматов, а не фалеристов. Возможно, у наших читателей есть иные мнения на этот счёт. Будем рады узнать его из ваших комментариев.
P.S.: Из кладоискательских источников известно о нахождении на территории Рязанской области как минимум двух «золотых чешуек». Одна из них - 1/4 угорского времён правления Алексея Михайловича, в 2016 году в Старожиловском районе на распаханном поле близ д. Гулынки. Другая — вроде бы как времён правления Михаила Фёдоровича, на огороде частного сектора около Рязанского кремля между 2010-2012 годами. Обе были проданы коллекционерам за пределы Рязанской области. Первая — примерно за 250 тыс. рублей, вторая — за 120 тыс. рублей.
Автор статьи: Денис Шибаев