Найти тему
Historical facts

Что художники хотели этим сказать? Живопись 20 века

Оглавление

Двадцатое столетие стало одним из самых противоречивых в истории, и эта противоречивость в полной мере отразилась в различных видах искусства. Живопись 20 столетия отличается разнообразием, поиском новых форм, возникновением неординарных течений.Направления живописи, возникшие в 20 веке, принято объединять под одним названием – авангардизм. Несмотря на это обобщение, стили, которые сюда относятся, могут быть весьма противоречивыми и иметь абсолютно разные черты.

В данной статье описываются основные стили и направления живописи 20 века.

Если хотите больше узнать о развитии стилей живописи, переходите к данной статье

Экспрессионизм

Название «экспрессионизм» изначально было противопоставлено импрессионизму: художник не передает непосредственное зрительное впечатление от действительности (природы), а выражает возник­шие у него сложные эмоции, духовные и экзистенциальные смыслы, главным образом связанные с драматическими аспектами человеческого существования и предчувствием катастрофы (неудивительно, что вторая волна экспрессионизма началась с Первой мировой войной). Появлению нового движения сопутствовал инте­рес к первобытному и средневековому искусству, которое в начале XX века воспринималось как очень необычное и экспрессивное.

Ван Гог. Портрет доктора Гаше. 1890 г. Частная коллекция
Ван Гог. Портрет доктора Гаше. 1890 г. Частная коллекция

Кто являлись основоположниками

Многие считают главной картиной экспрессионизма «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка — однако первая его версия была написана за 12 лет до основания первой экспрессионистской группы и оказалась «присвоена» теоретиками экспрессионизма постфактум.

Эдвард Мунк. Крик. 1895 г. Частная коллекция
Эдвард Мунк. Крик. 1895 г. Частная коллекция

Группа «Мост» — основополож­ники немецкого экспрессионизма — собралась в 1905 году. Изначально в нее входили Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуф и Фриц Блейль, позднее присоединились Эмиль Нольде и Отто Мюллер. В 1911 году Василий Кандинский, Франц Марк, Август Макке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский и Пауль Клее создали группу «Синий всадник». Другие художники, родственные экспрессионизму, — австрийцы Эгон Шиле и Оскар Кокошка, голландец Кес ван Донген. Новые герои послевоенных 1920-х — Отто Дикс, Георг Гросс, Макс Бекман. Экспрессионизм также повлиял на Жоржа Руо, Хаима Сутина, Амедео Модильяни.

Характерные черты

В живописи экспрессионистов персонажи чаще всего гротескны, формы — искажены, пространство — смещено, мазки — завихряющиеся, а цвета яркие, насыщенные и диссонансно сочетаются между собой. Все это — ради передачи сильных эмоций от драматичности бытия. В большей части это касается художников группы «Мост» — у «Синего всадника» формы часто были спо­койнее, а цвета гармоничнее.

Хаим Сутин. Красная лестница в Кане. 1923 г. Музей искусства авангарда (МАГМА), Москва
Хаим Сутин. Красная лестница в Кане. 1923 г. Музей искусства авангарда (МАГМА), Москва

Футуризм

Бунты и страдания простого народа, разлад между наукой и творчеством привели к рождению протестных и экспрессивных направлений, одним из которых стал футуризм. Течение предлагает разрушать культурные стереотипы и смотреть в будущее с оптимизмом. Д. Северини, Л. Руссоло, Д. Балла и К. Кара передавали ощущения человека, живущего в новых растущих городах. В России открывались первые выставки Н. Удальцовой, О. Розановой, К. Богуславской, художники предрекали переход от кубофутуризма к супрематизму. Новые стили возникали так же быстро, как политические движения в 20-м столетии.

Умберто Боччони. Динамизм велосипедиста. 1913 год
Умберто Боччони. Динамизм велосипедиста. 1913 год

Когда возник

Итальянское направление, участники которого хотели выразить современность через скорость, отразить сознание городского человека. Футуристы реагиро­вали на последние технические завоевания и, в отличие от многих современ­ных им направлений, не боялись прогресса, а восхищались им и ждали рево­люцию, которая должна была встряхнуть одряхлевший мир. Футуристы хотели полностью избавиться от багажа культуры и обновить искусство с помощью технократических индустриальных ценностей. Вместе с этим они вплотную подошли к абстракции.

Джакомо Балла. Абстрактная скорость + звук. 1913–1914 годы
Джакомо Балла. Абстрактная скорость + звук. 1913–1914 годы

Главные художники-футуристы — Джакомо Балла, Джино Северини, Карло Карра и Умберто Боччони. Футуризм в Италии существовал с 1909 до 1920-х годов (активная фаза продолжалась до 1914-го) — и активно повлиял на искус­ство других стран.

Характерные черты

Футуристы обращались в своей живописи к последним достижениям техни­ки — хронофотографии (съемке через короткие равные интервалы времени, позволявшей записывать движение какого-либо объекта) и кинематографу — и любили изображать на картинах сразу несколько фаз движения одновре­менно. Наслаивание изображений друг на друга они также использовали, чтобы изобразить город, прогресс, молодость, буйство, энергию. Они дробили предметы (в чем напоминали кубистов) и производили «сдвиги»: соединяли вместе несовместимое. Для их картин характерны зигзагообразные, скошен­ные, угловатые формы.

Карло Карра. Похороны анархиста Галли. 1911 год
Карло Карра. Похороны анархиста Галли. 1911 год

Сюрреализм

Художники этого течения отрицали действительность, предлагали погрузиться в мир иллюзорного и подсознательного. Картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти» и «Вечерний призрак» вывернули наизнанку человеческое подсознание. Творчество великого испанского живописца до сих пор одновременно ошарашивает и очаровывает души любителей искусства. Пабло Пикассо, автор знаменитых картин «Любительница абсента» и «Девочка на шаре», работал в неподражаемой смеси стилей на стыке постимпрессионизма, кубизма и сюрреализма.

Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931г.
Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931г.

Когда и под влиянием кого возник

Официальное начало — 1924 год, когда поэт Андре Бретон написал первый «Манифест сюрреализма». Важнейшие художники-сюрреалисты — Макс Эрнст, Жоан Миро, Сальвадор Дали, Андре Массон, Ив Танги, Роберто Матта, Поль Дельво, Рене Магритт.

Макс Эрнст. Император Юбю.1922г.
Макс Эрнст. Император Юбю.1922г.

Характерные черты

В сюрреализме можно выделить две главные манеры. Первая — это абстракции (обычно органические, биоморфные, похожие на амеб или сгустки материи), иногда создававшиеся в технике автоматического письма. Второй тип (более известный благодаря Дали и Магритту) — это парадоксальные коллажные сочетания предметов и явлений, абсурдные сюжеты, фантастические (часто отталкивающие или пугающие) образы. Второму типу часто сопутствует тща­тельная манера письма, которая делает ирреальные подсознательные образы парадоксально реальными. Сюрреалисты использовали такие технические приемы, как «случайностные», автоматические действия (например, бросание краски на холст), декалькомания (переводные изображения), фроттаж (натира­ние краской поверхности, под которой находится что-то фактурное), фюмаж (воздействие дымом).

Рене Магритт. Влюблённые (любовники). 1928г.
Рене Магритт. Влюблённые (любовники). 1928г.

Абстракционизм

Абстракционизм часто не любят и обесценивают по типу «Это и я так могу намалевать».

Но именно этот стиль очень сильно повлиял на наш мир. Поэтому его так важно понять. А полюбить – это уже по желанию :).

Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915 г.
Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915 г.

Когда и почему возник

Однажды Кандинский увидел в своей мастерской незнакомую картину. Это было что-то несуществующее, но очень гармоничное. Через 10 секунд художник понял, в чем дело.

Это был его пейзаж, который он сам же прислонил боком к стене.

Василий Кандинский. Жёлто-красно-синий. 1925г.
Василий Кандинский. Жёлто-красно-синий. 1925г.

Так великого художника осенило, что узнаваемые образы мешают воздействовать на зрителя. Ведь можно просто правильно подобрать цвета и линии, чтобы вызвать ощущение гармонии. Так же, как набор звуков соединяется в мелодию и вызывает приятные переживания у слушателя.

Характерные черты

Абстракционизм легко узнать. Если Вы не можете на картине узнать образ, значит это абстракция. Недаром его называют ещё беспредметным искусством.

А вот уже сама абстракция может быть самой разной. Но можно выделить два основных ее вида. Лирическую, состощую из текучих форм. Как у Кандинского и Моро.

Жоан Миро. Улыбка пылающих крыльев. 1953 г.
Жоан Миро. Улыбка пылающих крыльев. 1953 г.

А второй вид – это геометрическая абстракция. Началась она с квадратов и кругов Казимира Малевича. А продолжилось разноцветными решетками Пита Мондриана.

Пит Мондреан. Композиция А. 1923 г.
Пит Мондреан. Композиция А. 1923 г.

Как вы относитесь к современному искусству? Поделитесь Вашим мнением в комментариях

----------------------

Понравилась статья? Хотите больше исторических фактов? Подписывайтесь на канал

Поставьте большой палец вверх, напишите комментарий, буду очень благодарен)