Тема абортов невероятно сложная и противоречивая. Если провести хронологию отношения к абортам с древнейших времен до наших дней, можно увидеть, что однозначного отношения к вопросу не было никогда и нигде. Всегда были те, кто за и кто против и те, кто сомневался. Другими словами, сейчас не происходит ничего принципиально нового, даже риторика в основном не изменилась, хотя нет, изменилась риторика сторонников, что качается противников, то там по прежнему в ходу религиозные и морально-нравственные воззрения, включающие и вселение бессмертной души и право на жизнь и даже государственные интересы. Но, даже в самый расцвет религиозной мысли в Европе, отношение к абортам, зависело далеко не только от религиозных предписаний.
Если углубиться в историю, то первое зарегистрированное свидетельство искусственного аборта содержится в египетском папирусе Эберса 1550 года до нашей эры.
С религиозной точки зрения, Анкирский собор 314 года нашей эры заявил, что женщины, совершившие или пытающиеся сделать аборт на себе или других, должны быть изгнаны из церкви на 10 лет, пересмотрев более ранние предложения о том, чтобы они были изгнаны на всю жизнь. В середине четвертого века Отец Церкви Василий Великий пересматривает эти указы, предлагая, чтобы время не было запретительным, а зависело от покаяния человека. Однако там он обращает внимание не только на плод, но и на опасность этих процедур для женщин, которые «обычно умирают от таких попыток».
Законы раннехристианского мира в целом отражали эти запреты, описывая изгнание как наказание для любого, кто сделал аборт или оказал ему помощь, или смерть, если человек умирает в процессе. Многие из этих законов были кодифицированы в «Дигесте Юстиниана» VI века, юридическом сборнике, составленном на основе мнений древних законодателей.
Тем не менее, эти юридические заключения выдают реальную сложность абортов в древнем и средневековом мирах.
Например, «Дигест» цитирует мнение юриста Трифония, согласно которому женщина была приговорена к смертной казни за аборт именно потому, что она сделала это со злым умыслом лишить своего мужа наследника путем прерывания беременности наследника. С юридической точки зрения мы видим, что аборты тесно связаны с патриархальным контролем над родословной и репродукцией. В «Дигесте» уточняется, что, если женщина делает аборт после развода, «чтобы не дать сына своему мужу, который теперь ненавистен», ее следует только временно выслать.
В древнем мире и даже в раннехристианской церкви аборт не считался аморальным. Хотя сегодня это часто интерпретируется по-разному, средневековая церковь следовала руководящим принципам Библии, считая, что жизнь началась с рождения (Бытие 2: 7). Святой Фома Аквинский утверждал, что души созданы Богом, а не человеком, и что душа не входит в тело до тех пор, пока младенец не сделает свой первый вдох.
Аборт или «регулирование менструального цикла» прямо не упоминались в Библии, за исключением того, чтобы рекомендовать его в случае подозреваемых неверных жен (Числа 5: 11-31), и было ли это аморальным в средние века, зависело от того, кто спросил.
Берчард из Вормса (епископ из Имперского города Вормс, в Священной Римской империи. Автором собрания канонического права из двадцати книг, известных как Decretum) в своем труде Decretum затронул проблему абортов в разделе «О женских пороках». Берчард категорически возражал против этого, но рекомендуемые наказания были разными. Для Берчарда тяжесть греха зависела не от самого акта, а от статуса женщины и обстоятельств зачатия. Самое ужасное преступление было совершено в результате супружеской неверности. Для этого он предписывает семь лет воздержания и жизнь в «слезах и смирении». Аборт, связанный с прелюбодеянием, также был плохим (покаяние в течение десяти лет в постные дни), если только женщина не была бедной или секс-работницей (статистически вероятно). Если женщина была бедной и действовала из-за того, что не могла прокормить ребенка, это было понятно, и никаких наказаний не предписывалось.
Высказывался по поводу абортов и один из Отцов Церкви IV века Иоанн Златоуст. Критикуя аборты, в одной проповеди он приводит пример секс-работницы, вынужденной сделать аборт, чтобы не потерять средства к существованию. Осуждая этот поступок как убийственную практику, он возлагает вину не на женщину, а на ее клиента, отчитывая мужчину, говоря, что секс-работника нельзя критиковать за то, что он добивается аборта, и пишет, что, хотя «бесстыдный поступок принадлежит ей, причина в тебе». Таким образом, причиной убийства является клиент женщины, а не она, которой для выживания необходимо ее привлекательное тело.
Историк Прокопий, описал императрицу Феодору из Константинополя как часто беременеющую, «но с помощью почти всех известных методов она могла вызвать немедленный выкидыш». Использование и эффективность противозачаточных средств и абортивных средств распространяется на все христианское средневековье. В одном тексте XII века из Салерно автор приводит пример секс-работниц, которые часто вступают в половые отношения, но лишь изредка беременеют.
В статье «Marvellous Secrets»: Birth Control in European Short Fiction, 1150-1650, Этьен Ван де Валль (писатель, исследователь в области демографии) обнаруживает, что в средневековой литературе, особенно в таких источниках, как «фаблио» (один из жанров французской городской литературы XII — начала XIV в. Это небольшие стихотворные новеллы, целью которых было развлекать и поучать слушателей. Поэтому грубоватый юмор соседствует в фаблио с моральным поучением), вы не найдете недостатка в людях, занимающихся сексом вне брак - от супружеской неверности до секса с проститутками, и эта беременность была случайным исходом.
Ван де Валль отмечает, что эти персонажи иногда пытаются использовать противозачаточные средства или принимать наркотики, чтобы вызвать аборт, но эти методы почти всегда терпят неудачу.
Спорным моментом было и представление о том, когда начинается жизнь. Считать, что жизнь начинается с момента зачатия, не было типичным для средневековой мысли - это представление возникло в 16 веке во время протестантской Реформации. Это не означает, что аборт считался допустимым на самых ранних сроках беременности. Скорее, наложенные на них наказания будут менее суровыми - изгнание вместо смерти или какая-то меньшая форма покаяния.
В общем, как можно увидеть, аборты делали всегда и по разным причинам, в том числе, если беременность наступила в результате добрачных или внебрачных связей (да, к сожалению тех, кто живет в мире волшебных фантазий, раньше люди были ничуть не более духовные) и отношение к ним было тоже разное.
Если сказать о методах, то они были разными.
Одно из самых известных абортивных средств в истории: чай, приготовленный из особой травы. Хотя это очень успешный препарат для прерывания беременности он настолько ядовитый, что всего пять граммов могут быть токсичными. Он был известен так давно, что упоминается в пьесе Аристофана. Но его сильная токсичность, делала его действительно очень опасным лекарством.
Плиний Старший не очень разбирался в женской анатомии, но тоже имел мнение по поводу абортов. Его рецептом было переступить через гадюку. «Если беременная женщина переступает гадюки, обязательно будет выкидыш» сообщил он в «Естественной истории».
Гиппократ, знаменитый греческий врач, был в значительной степени против абортов, но текст, предположительно созданный им, рекомендовал технику, которая оставалась популярной на протяжении веков: «прыгать вверх и вниз,касаясь ягодиц пятками при каждом прыжке», пока эмбрион не станет «свободным» и выпадет. Позже это стало известно как Лакедемонский прыжок. Считается, что умеренная физическая активность не приводит к аборту.
У греческих врачей был ряд идей для женщин, желающих прервать беременность. На самом деле это был хитрый выход из дилеммы: Клятва Гиппократа технически не позволяла врачам помогать женщинам делать аборт, но в ней упоминались только более традиционные методы по названию, поэтому совет им прервать беременность, используя другую тактику, например, скакать на лошади или нести тяжелый предмет.
Это не все методы, которыми располагала древняя медицина, но очень показательные, и демонстрируют, какой опасности подвергались женщины. Прошло многого времени, изменились медицина и даже частично мировоззрение, женщины стали более свободными социально и политически, но вопрос абортов, это один из «краеугольных» камней современной жизни и он отнюдь не медицинский, и это даже не вопрос нравственности, а скорее политики. Поэтому «борьба» будет продолжаться с переменным успехом.
Источники:
https://www.medievalists.net/2013/12/birth-control-and-abortion-in-the-middle-ages/
https://www.scientificamerican.com/article/abortion-and-contraception-in-the-middle-ages/
https://www.medievalists.net/2013/07/abortions-in-byzantine-times-325-1453-ad/
https://dirtysexyhistory.com/2017/07/30/sex-contraception-and-abortion-in-medieval-england/