Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

"Эффект мокрых волос" и причёски испанок XVII века

Один из самых блестящих испанских художников, Диего Веласкес, на своих знаменитых портретах испанских королев и инфант запечатлел пик моды на объёмные причёски: они своей формой вторили необъятным юбкам. Конечно, чтобы добиться такого эффекта, своих волос зачастую было мало, поэтому испанки прибегали к шиньонам. А вот затем и юбки стали уменьшаться, и причёсываться стали по-другому. Вроде бы новые причёски были куда проще... Но у них тоже были свои особенности!

Слева - Мария Терезия Испанская, Диего Веласкес, 1652-53. Справа - Мария Луиза Орлеанская,  Хосе Гарсия Идальго, ок. 1679. (сс) Wikimedia Commons
Слева - Мария Терезия Испанская, Диего Веласкес, 1652-53. Справа - Мария Луиза Орлеанская, Хосе Гарсия Идальго, ок. 1679. (сс) Wikimedia Commons

Эта новая мода царила где-то лет двадцать, с 1660-х. Она была явной наследницей моды старой. Но тут уже шиньоны были не нужны - достаточно своих длинных волос. И никаких сложных сооружений на голове! Однако вы же не думаете, что гордые испанки, особенно аристократки, хотели облегчить себе жизнь? Они не из таких!

Слева - Инес де Цунига, справа - Мария да Вера и Каска. Хуан  Карреньо де Миранда, 1660-70-е.  (сс) Wikimedia Commons
Слева - Инес де Цунига, справа - Мария да Вера и Каска. Хуан Карреньо де Миранда, 1660-70-е. (сс) Wikimedia Commons

Волосы выставлялись напоказ во всей своей красоте. А это значит, что они должны быть очень, очень ухоженными. Их гладко зачёсывали - на косой или прямой пробор, стягивали низко у висков, а дальше распускали свободно ниспадать по плечам, груди и спине. Могли оставить ровными, могли завить в волны. Могли украсить бантами, цветами и драгоценностями по всей длине, а могли украсить только голову.

Слева - Маргарита Терезия Испанская, неизв. художник, 1662-64. Справа -  Мария Анна Пфальц-Нойбургская, неизв. художник, 1690-е. (сс) Wikimedia Commons
Слева - Маргарита Терезия Испанская, неизв. художник, 1662-64. Справа - Мария Анна Пфальц-Нойбургская, неизв. художник, 1690-е. (сс) Wikimedia Commons

И с такими причёсками нередко носили длинные роскошные серьги с подвесками.

Я написала "гладко зачёсывали"? Вот, вот очень важный момент! Сохранились письма одной француженки, которая прибыла к испанскому двору вместе с Марией Луизой Орлеанской (племянницей Людовика XIV), ставшей супругой испанского короля. Она описывала множество интересных бытовых деталей, упоминала и причёски: "Они [испанки] причёсываются по-разному, но в любом случае их волосы всегда непокрыты. Они так сияют, что в них можно смотреться, как в зеркало. Нередко волосы смачивают, чтобы они гладко лежали и блестели. В первый раз, когда я решила причесаться на испанский манер, за это любопытное дело взялась одна из служанок моего родственника. Не менее трёх часов она трудилась над моей головой, и обнаружив, что мои волосы, вьющиеся от природы, достаточно послушны, не сказав мне ни слова, дважды окунула большую губку в миску с водой и окрестила меня столь щедро, что я месяц пролежала с простудой".

Мария Луиза Орлеанская, предп. Ян ван Кессел младший, 1685-90. (сс) Wikimedia Commons
Мария Луиза Орлеанская, предп. Ян ван Кессел младший, 1685-90. (сс) Wikimedia Commons

То никаких сложных "вавилонов" на голове... И три часа работы. Но можно вспомнить современные укладки на длинных волосах - тоже ведь не за полчаса. Ну а гелей и спреев для блеска тогда не было, вот и добивались эффекта мокрых волос мокрыми волосами.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory