В начале 90-х годов 20 века итальянская мафия вела ожесточенную войну с правительством Италии. Все началось с того, как, словно вдохновившись «Крестным отцом» Фрэнсиса Форда Копполы, мафиози из клана Карлеоне взяли в начале 80-х под свой контроль Коза Ностру. Эти события вошли в историю под названием «Вторая война кланов», в результате которой по приблизительным оценкам погибло около тысячи человек. Но на тот момент большинство погибших так или иначе были связаны с мафией.
Конечно, власти не могли безучастно смотреть на происходящее, и в 1986 году начался самый крупный судебный процесс в истории Италии, на котором перед судом предстали сразу 475 мафиози, причем 338 из них получили в результате тюремные сроки, включая 19 пожизненных.
Мафиозные боссы восприняли этот процесс как объявление войны. В течение нескольких лет был убит целый ряд судей и представителей власти, участвовавших в организации суда над мафией. В ответ государство приняло беспрецедентные меры, направленные на ужесточение положения тех членов Коза Ностра, которые к тому моменту находились уже в тюрьме. Были внесены изменения в закон (так называемый «Закон 41-бис»), предусматривающие почти полную свободу по применению особого, строгого режима к определенным заключенным. В один день в июле 1992 года сразу 400 мафиози были переведены в особо охраняемые тюрьмы, чтобы избежать любые их контакты с внешним миром.
Мафия негодовала. Было принято решение провести ряд откровенно террористический актов с целью, в том числе понудить итальянское правительство вступить в переговоры с мафиозными боссами и смягчить «Закон 41-бис». Забегая вперед необходимо отметить, что, хотя это никогда официально не подтверждалось, отчасти им удалось добиться поставленной цели, и правительство Италии действительно было вынуждено вести с мафией тайные переговоры. А еще чуть позже многие положения «Закона 41-бис» были отменены под давлением уже не мафии, а Европейского суда по правам человека и Комитета по противодействию пыткам.
Поздней ночью 27 мая 1993 года автомобиль, начиненный 227 килограммами взрывчатки, взлетел на воздух на улице Виа дей Георгофили во Флоренции. В результате взрыва серьезно пострадало несколько зданий и погибло 5 человек, включая двух девочек, одной из которой было 9 лет, а второй не исполнилось и двух месяцев. 48 человек получило ранения.
Одним из зданий, поврежденных взрывом, была святая святых итальянцев – Галерея Уффици. Объекты культурного наследия Италии и были целью этой и еще трех террористических атак мафии. Помимо ущерба, нанесенного самому зданию, было повреждено также порядка 200 экспонатов, каждый из которых является бесценным шедевром европейского искусства. Одним из таких шедевров было «Поклонение пастухов» Геррит ван Хонтхорста.
Геррит ван Хонтхорст известен, прежде всего, как верный последователь Караваджо и мастер ночных сцен, за что его прозвали «Ночной Герардо» (правда, есть основания полагать, что эта кличка появилась у него только в 19 веке). В картине «Поклонение пастухов» с небывалой четкостью отразились оба эти качества.
Младенец Иисус является единственным источником света на холсте. Именно от него свет падает на остальных участников. Фигура младенца в столь ярком свечении делает его почти нереальным, больше похожим на очень яркий светильник нежели чем на ребенка (интересно, что у ван Хонтхорста есть еще несколько картин со схожим сюжетом, однако в них «свечение Христа» гораздо слабее). Но удивительным образом это делает еще более реалистичными и человечными окружающих. Лица людей вокруг выражают настолько живые эмоции, что, кажется, ты слышишь их искреннюю радость младенцу. Иисус находится в некоем идейном и композиционном единстве с ангелами, резвящимися на небе, в то время как пастухи и родители с совершенно человечным восторгом радуются божественному чуду.
Картина «Поклонение пастухов» не была уничтожена полностью. На сохранившейся части холста можно увидеть пару ангелов, лицо Марии, склонившейся над сыном, силуэты других людей. Но, конечно, большая часть шедевра безвозвратно утеряна. Картина стала живым напоминанием ужасов майской ночи 1993 года, также как и оливковое дерево, посаженное несколько лет спустя на месте взрыва.
А в 2015 году в Галереи Уффици прошла первая в истории персональная выставка работ Геррит ван Хонтхорста, включавшая в себя помимо шедевров, хранящихся в Уффици, работы из многих музеев мира, в том числе две картины из Эрмитажа. Хочется надеяться, что именно такие события и будут привлекать интерес публики к работам ван Хонтхорста, а его «Поклонение пастухов» будет напоминать не о мафии, но о величайшем таланте художника.