Кто-нибудь помнит как географ в романе Ильфа и Петрова "Золотой теленок" сошел с ума? Он взглянул на глобус и... не нашел там Берингова пролива. Это его потрясло так, что он в конечном итоге оказался в доме для умалишенных.
А для тех, кто не читал классика, приведу этот очень поучительный фрагмент:
Но тут человек , сидевший на кровати в глубине покоя, поднялся на тоненькие и желтые, как церковные свечи, ноги и страдальчески закричал:
– На волю! На волю! В пампасы!
Как Берлага узнал впоследствии, в пампасы просился старый учитель географии, по учебнику которого в свое время юный Берлага знакомился с вулканами, мысами и перешейками. Географ сошел с ума совершенно неожиданно: однажды он взглянул на карту обоих полушарий и не нашел на ней Берингова пролива. Весь день старый учитель шарил по карте. Все было на месте: и Ньюфаундленд , и Суэцкий канал, и Мадагаскар, и Сандвичевы острова с главным городом Гонолулу, и даже вулканы Попокатепетль, а Берингов пролив отсутствовал. И тут же, у карты, старик тронулся. Это был добрый сумасшедший, не причинявший никому зла, но Берлага отчаянно струсил. Крик надрывал его душу.
– На волю! – продолжал кричать географ. – В пампасы! На волю!
Он лучше всех на свете знал, что такое воля. Он был географ, и ему были известны такие просторы, о которых обыкновенные, занятые скучными делами люди даже и не подозревают.
Ошибки, описки, опечатки бывают всегда. Человеческий фактор никто не отменял. Отсутствие Берингова пролива заметили, виновника нашли, должным образом наказали, ошибку исправили.
Ну а если бы Берингов пролив удалили специально? Можете себе такое представить? Правильно. Нельзя.
А можете себе представить учебник/атлас по астрономии, в котором рассказывается о объектах солнечной системы и их изучении космическими аппаратами, и... в котором нет упоминания о высадке на Луну астронавтов? Если при рассказе о планете Марс не будет сказано ни слова о Оппортьюнити или о Кьюриосити?
Не можете себе такое представить?
Берем атлас для школьников по астрономии 2018 года:
Черным по белому. Астрономия, атлас. 10-11 классы.
На первой странице космонавт Рязанский обращается к школьникам:
"...вы держите в руках современный школьный атлас по астрономии; заглянув в него, вы поймете, что астрономия - это очень увлекательно! Атлас поможет вам лучше понять внеземелье, изучить и нашу Солнечную систему, и дальние, неведомые
ЛУНА
Открываем страницы, посвященные исследованию Луны и читаем то, что должны прочесть школьники 10-11 классов:
Внимательно прочитали? Если нет, то вот текст:
Наша страна — первопроходец в освоении Луны: первый пролёт около Луны станции «Луна-1» состоялся в январе 1959 г. Станция «Луна-2» первой достигла лунной поверхности (сентябрь 1959 г.), фотографии обратной стороны Луны получены станцией «Луна-3» (октябрь 1959 г.), мягкая посадка на Луну и фотографии с лунной поверхности («Луна-9», февраль 1966 г.), искусственный спутник на орбите Луны («Луна-10», апрель 1966 г.), исследование плотности и прочности реголита («Луна-13», декабрь 1966 г.), первый облёт Луны и возвращение на Землю аппарата с живыми существами — черепахами («Зонд-5», сентябрь 1968 г.), автоматическая доставка на Землю внеземного вещества — лунного реголита («Луна-16», 1970 г.), управляемые с Земли планетоходы — «Луноход-1» («Луна-17», 1971 г.) и «Луноход-2» («Луна-21», 1973 г.). Последняя советская станция «Луна-24» (1976 г.) впервые выполнила бурение на глубине 2,5 м и доставила ещё одну порцию лунного грунта на Землю. Его анализ советскими учёными в 1978 г. впервые показал возможность наличия на Луне воды. Следующая отечественная миссия «Луна-25» планируется как раз для подтверждения существования воды и поисков льда на дне кратеров.
И все. Что узнает российский школьник? То, что Луну исследовали только Луны и Луноходы. Тут и первый подлет и облет, и первое бурение, и привоз лунного грунта, и подлет к луне первых живых существ - черепах. Все. Скоро будет Луна-25, исследование продолжится. А где программа Аполлон? Где рассказ о Ниле Армстронге и его 11 коллегах, которые провели на Луне несколько дней, ездили по ней на ровере. привезли 382 килограмма луной породы? НИ СЛОВА! И кто-то еще удивляется, что среди выпускников российских школ столько немогликов?
Но может быть атлас призван рассказать исключительно о советско/российских достижениях? Нет. Вот несколько слов о Китае:
"На Луне планетоходы появились вновь лишь в 2013 г., когда китайский луноход «Юйту» прошёл всего около 0,1 км почти через 40 лет после «Лунохода-2».
Итак. Были Луны, луноходы, и вот появился, наконец, китаец Юйту, который прошел всего 100 метров!
Больше на Луне никого не было. Вот и все изучение Луны космическими аппаратами.
МАРС
А что написано про Марс? Сколько там было и есть марсианских роверов? Что сказано про Кьюриосити, про Оппортьюнити?
Правильно, вы угадали. Ничего не сказано. Вот практически все, что там о Марсе:
Зато написано про спутник Марса Фобос:
К Фобосу, как одному из самых интересных объектов, снаряжаются космические экспедиции для решения загадок происхождения марсианских спутников. Так, в нашей стране к 2025 г. планируется миссия «Бумеранг», задачей которой будет посадка, бурение и возвращение внеземного вещества с поверхности Фобоса на Землю. Это позволит получить знания о внутренней структуре, вещественном составе и происхождении Фобоса.
В конце атласа, правда, приведена небольшая инфографика по полетам к разным телам Солнечной системы, но названия миссий только советские.
Это все по Атласу для школьника 10-11 классов.
А теперь
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА. АСТРОНОМИЯ
2008 год под редакцией Т. Брагина.
Что там про Луну сказано? Вот что:
И больше ничего. Луну исследовал только Луноход-1.
Правда в других учебниках повторяют несколько строк, которые в свое время позволили написать Воронцову-Вельяминову, но это все.