Найти в Дзене
Психоанализ | ТВО

Как выбрав воду Нарцисс лишил себя чувств

"Ошибки в выборе жизненного пути могут поставить под угрозу саму жизнь".
Альфред Адлер

Миф о Нарциссе широко известен. Его понимание однозначно. Не отрицая традиционный подход, взглянем на него по-иному.

Содержание мифа

Кто не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары ее, кто противится ее власти, того немилосердно карает богиня любви. Так покарала она сына речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы, прекрасного, но холодного и гордого Нарцисса. Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считая достойным любви.

Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидела его нимфа Эхо. Нимфа не могла сама заговорить с Нарциссом. Над ней тяготело наказание богини Геры: молчать должна была нимфа Эхо, а отвечать на вопросы могла лишь повторяя их последние слова. С восторгом смотрела Эхо на стройного красавца юношу, скрытая от него лесной чащей. Нарцисс огляделся кругом, не зная, куда ему идти, и громко крикнул:

- Эй, кто здесь?

- Здесь! - раздался громкий ответ Эхо.

- Иди сюда! - крикнул Нарцисс.

- Сюда! - ответила Эхо.

С изумлением смотрит прекрасный Нарцисс по сторонам. Никого нет. Удивленный этим, он громко воскликнул:

- Сюда, скорей ко мне!

И радостно откликнулась Эхо:

- Ко мне!

Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но гневно оттолкнул ее прекрасный юноша. Ушел он поспешно от нимфы и скрылся в лесу. Спряталась в лесной непроходимой чаще и отвергнутая нимфа. Страдает от любви к Нарциссу, никому не показывается и только печально отзывается на всякий возглас несчастная Эхо.

А Нарцисс остался по-прежнему гордым и самовлюбленным, отвергнув любовь многих нимф. Однажды одна из отвергнутых им нимф воскликнула:

- Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимностью человек, которого ты полюбишь!

Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Еще ни разу не касались вод этого ручья ни пастух, ни горные козы; ни разу не падала в ручей сломанная ветка, даже ветер не заносил в ручей лепестков пышных цветов. Вода его была чиста и прозрачна. Как в зеркале, отражалось в ней все вокруг: и кусты, разросшиеся по берегу, и стройные кипарисы, и голубое небо. Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками о камень, выступавший из воды, и отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то и настигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь овладевает им. Полными любви глазами смотрит он на свое изображение в воде, он манит его, зовет, простирает к нему руки. Наклоняется Нарцисс к зеркалу вод, чтобы поцеловать свое отражение, но целует только студеную прозрачную воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья, не отрываясь, любуется самим собой, не ест, не пьет, не спит. Полный отчаяния, восклицает он, простирая руки к своему отражению:

- О, кто страдал так жестоко! Нас разделяют не горы, не моря, а только полоска воды, и все же не можем мы быть с тобой вместе. Выйди же из ручья!

Задумался Нарцисс, глядя на свое отражение в воде. Вдруг страшная мысль пришла ему в голову и тихо шепчет он своему отражению, наклоняясь к воде:

- О горе! Я боюсь, не полюбил ли я самого ceбя! Ведь ты - я сам! Я люблю самого себя. Я чувствую что немного осталось мне жить. Едва расцветши, увяну я и сойду в мрачное царство теней. Смерть не страшит меня, смерть принесет конец мукам любви.

Покидают силы Нарцисса и чувствует он уже приближение смерти, но не может оторваться от своего отражения. Падают его слезы в прозрачные воды ручья. По зеркальной поверхности воды пошли круги, и пропало прекрасное изображение. Со страхом воскликнул Нарцисс:

- О, где ты? Вернись! Останься! Не покидай меня: ведь это жестоко. О, дай хоть смотреть на тебя!

Но вот опять спокойна вода, опять появилось отражение, опять, не отрываясь, смотрит на него Нарцисс. Тает он, как роса на цветах в лучах горячего солнца. Видит и несчастная нимфа Эхо, как страдает Нарцисс. Она по-прежнему любит его, и страдания Нарцисса болью сжимают ей сердце.

- О горе! - восклицает Нарцисс.

- Горе! - отвечает Эхо.

Наконец, измученный, слабеющим голосом воскликнул Нарцисс, глядя на свое отражение:

- Прощай!

И еще тише, чуть слышно прозвучал отклик нимфы Эхо:

- Прощай!

Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти покрыл его очи. Умер Нарцисс. Плакали в лесу нимфы, и плакала Эхо. Приготовили нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за телом юноши, то не нашли его, а на том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок - цветок смерти; нарциссом зовут его.

Читая миф о Нарциссе, оставив привычный подход к нему и предубеждения, можно выделить в нем две основных группы символов. Первая группа объединяет водные знаки, вторая – лес и все, что с ним связано.

Обратимся к водной символике, с которой мы встречаемся с первых строк мифа

Главный герой Нарцисс был сыном бога Кефиса и нимфы Лаврионы. Но кто же такой Кефис? В древнегреческой мифологии Кефис – бог шести рек. Родителями Кефиса были Океан и Тефея. Они, в свою очередь, были прародителями всех богов. Отсюда становится очевидным боги Олимпа, а следом за ними и Нарцисс, происходят из воды.

Следующим водным символом в мифе становится ручей

«Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Еще ни разу не касались вод этого ручья ни пастух, ни горные козы; ни разу не падала в ручей сломанная ветка, даже ветер не заносил в ручей лепестков пышных цветов. Вода его была чиста и прозрачна». В мифе о Нарциссе ручей, символ воды, сохранял свою первозданность, даже находясь среди лесной чащи. В то же время ручей всегда олицетворяет ту воду, которая должна слиться с чем-либо могущественным, обречена быть поглощенной.

Появление нового водного символа росы также имеет свой смысл. «Тает Нарцисс, как роса на цветах в лучах горячего солнца». Роса в мифологии - небесный дар, нектар бессмертия. Нарцисс таял, превращаясь в маленькую часть океана, возвращаясь к своим первоистокам. В окончании мифа он не был найден нимфами, ведь просто-напросто растворился.

Подводя итог описанию водных символов, можно отметить, что вода занимает очень важное место в мифе.

Но обратимся к следующим важным символам - лесу и чаще

Впервые в мифе читатель встречается с Нарциссом, охотившимся и заблудившимся в лесной чаще. Именно там и произошла его встреча с нимфой.

Нимфы — в древнегреческой мифологии олицетворение в виде девушек живых стихийных сил, подмечавшихся в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Они жили в рощах, у источников, в тенистых горных ущельях — на лоне природы. Нимфы — духи земной поверхности, проявления природных сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали.

Таким образом, встретившись с нимфой, Нарцисс столкнулся с в ее лице с лесной чащей и непростой жизнью в ней.

Какую же роль играют эти символы в мифе?

Вода во всех ее формах – место зарождения жизни. Согласно теории эволюции, первые живые организмы появились именно в водной среде. Кроме того, жизнь каждого человека начинается в околоплодных водах матери. Мы все бессознательно стремится к тому первоначальному состоянию слияния, безмятежности, безобъектности и телесного расслабления. Иными словами такое состояние можно назвать симбиозом.

Лесная чаща, напротив, символизирует всевозможные трудности, их преодоление, а следовательно, и телесное напряжение, неизбежно возникающее при этом.

Подводя итог этим во многом противоположным символам, важно отметить, что вода и симбиоз, связанный с ней, подразумевают телесное расслабление, а значит, и отсутствие чувств. Лесная чаща, символизирующая телесное напряжение, напротив, обозначает источник формирования эмоций и чувств. Данная пара символов – конкурирующие противоположности.

В мифе Нарцисс имел возможность выбора между умением чувствовать и любить и неспособностью к этому дважды: впервые в тот момент, когда охотился и заблудился; затем при встрече с нимфой. Нимфа при этом символизирует переход от симбиоза к чувствам и отношениям, ведь недаром нимфа – это невеста в мифологии.

Таким образом, логическую цепочку мифа можно изобразить в схеме выбора Нарцисса:

-2


Выводы

  1. Телесное напряжение необходимо для того чтобы чувствовать, поэтому его не стоит бояться, совершая выбор между расслаблением и напряжением.
  2. Любые отношения всегда имеют элемент преодоления, а следовательно, вызывают телесное напряжение.
  3. Страх напряжения, а в затем дефицит эмоций и чувств в конечном счете приводит в неспособности любить, потере интереса к жизни и пустоте.


Оказываясь перед выбором, никогда не бойтесь предпочесть преодоление трудностей, ведь именно оно поможет вам чувствовать себя живыми.

Дмитрий Булатов, психолог, психоаналитик
Елена Ваневская, врач

19 августа 2012 г.
Екатеринбург