Всем известна Статуя Свободы, которая установлена в Америке, на острове близ Нью-Йорка. Полное название этой гигантской скульптуры: «Свобода, озаряющая мир». Она является современным символом демократии, равноправия и свобод. Эта статуя в 1886 году была подарена Францией американцам в честь столетнего юбилея их государства - Соединенных Штатов Америки. Автором Статуи Свободы считается французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди (1834 – 1904 годы).
Я тоже так считала, пока несколько лет назад не побывала в базилике Санта Кроче во Флоренции (итал. Basilica di Santa Croce– «Базилика Святого Креста»). В этом храме похоронены знаменитые люди Тосканы. Среди множества усыпальниц одна из них привлекла моё особое внимание. Эта гробница известного итальянского поэта и драматурга Джованни Батиста Никколини (1782 – 1861 годы).
Её украшает скульптура, очень похожая на знаменитую американскую статую Свободы. Удивительное сходство статуй из Америки и Санта Кроче невольно навело меня на мысль о том, что, либо их автором является один и тот же скульптор, либо кто-то у кого-то скопировал (украл) созданный в них образ, олицетворяющий Свободу. Я попыталась разобраться с этим парадоксом и после длительных поисков в Интернете, наконец, нашла интересующую меня информацию. На одном из итальянских сайтов представлена любопытная публикация, в которой два президента ассоциации «Тоскана - США» Серджио Пеццати и Линн Вихман подробно рассказали об историях создания обеих статуй Свободы, привели аргументы, подтверждающие их сходство, и сделали соответствующие выводы. Вкратце, обо всём этом, я и хочу Вам рассказать.
1. История создания статуи Свободы из Санта Кроче.
В 1870 году мэрия Флоренции заказала своему лучшему на тот момент скульптору по имени Пио Феди (1816 – 1892 годы) гробницу поэту и драматургу Джованни Батиста Никколини. Открытие усыпальницы знаменитому поэту планировалось приурочить к десятой годовщине его смерти. Поскольку Никколини был активным сторонником национально-освободительного движения и объединения Италии, Феди решил установить в его усыпальницу статую символизирующую Свободу. В качестве этого символа он взял образ древнеримской богини Либертас (Libertas). Уже в 1871 году Феди были созданы несколько подготовительных эскизов гробницы и гипсовая модель статуи Свободы. Мраморное изваяние флорентийский скульптор закончил в 1877 году. Статуя Свободы Феди простояла в его мастерской несколько лет, и лишь в 1883 году была доставлена в базилику Санта Кроче. 20 сентября 1883 года состоялось открытие усыпальницы Никколини, и украшающая её скульптура получила название «Статуя Свободы поэзии».
2. История создания статуи Свободы из Америки.
В 1871 году французский писатель, историк, правовед и политический деятель Эдуард Рене Лефевр де Лабулэ выступил с идеей о создании тематического музея посвященного истории Соединенных Штатов Америки. Открыть этот музей планировалось в 1876 году, к 100-летней годовщине принятия Декларации Независимости Америки. Но «аппетит приходит во время еды», и вскоре, идея организации музея трансформировалась в грандиозный проект – создание громадной статуи. Реализовать этот проект взялся скульптор по имени Фредерик Огюст Бартольди (1834 – 1904 годы). Он уже имел в этом вопросе небольшой опыт, так как в 1869 году пытался организовать строительство грандиозной статуи-маяка у входа только что открытого Суэцкого канала. К 1875 году Бартольди определился с образом будущей статуи и местом её установки. Было официально объявлено, что скульптура под названием «Свобода, озаряющая мир» будет установлена на острове Бэдлоу близ Нью-Йорка. Из-за отсутствия должного финансирования строительство грандиозного сооружения растянулось на целых десять лет. Торжественное открытие 93-х метровой Статуи Свободы в присутствии нескольких тысяч зрителей состоялось 28 октября 1886 года.
3. Сходства и различия статуй Свободы из Америки и Санта Кроче.
Авторы сенсационной статьи Серджио Пеццати и Линн Вихман высказали мнение, что статуи Свободы из Америки и Санта Кроче очень похожи друг на друга. Они утверждают, что: «Бросается в глаза несомненное сходство между двумя скульптурами не только в отношении эстетики, но и предлагаемого идеала свободы». Вместе с тем, искусствоведы указали на два основных различия между этими произведениями. Первое состоит в том, что флорентийская статуя держит в правой руке оборванную цепь, а мисс Либерти из Америки - факел. Это несоответствие связано, прежде всего, с тем, что американская статуя была создана с осветительной функцией, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова, как свет и маяк в заливе Нью-Йорка.
Второе различие продиктовано разным предназначением скульптур. В левой руке статуя из Санта Кроче держит лавр, символ поэзии, в честь литературной деятельности Никколини, а скульптура из Америки – своеобразные скрижали, с нанесённой на них римскими цифрами датой подписания Декларации Независимости Соединенных Штатов Америки (4 июля 1776 года).
Серджио Пеццати и Линн Вихман отметили немаловажную деталь, общую для обеих статуй, и подтверждающую версию о том, что «… скромная работа Пио Феди была взята Бартольди за модель своей статуи Свободы». Они указали на удивительное совпадение - под ногами обеих Свобод лежат разорванные цепи.
4. Предположения и выводы.
Авторы статьи не исключают, что Бартольди во время своих многочисленных поездок по Европе и посещения Флоренции (это известно из его переписки с матерью) мог увидеть эскизы или даже гипсовую модель статуи Свободы Пио Феди. Однако документальных подтверждений этому нет.
Существует ещё одна версия. Архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк (1814 -1879 годы), учитель Бартольди, и сам участвовал на начальном этапе проекта мисс Либерти. Он занимался разработкой стального каркаса скульптуры. Эжен любил Флоренцию и неоднократно там бывал. Возможно, именно он «подсказал» Бартольди необходимый образ Свободы. В 1876 году Эжен Виолле-ле-Дюк в проекте Статуи Свободы неожиданно был заменён именитым инженером Гюставом Эйфелем.
Статья заканчивается очень дипломатично. Её авторы не делают категоричных выводов, вынося их на суд читателей. Они утверждают, что все приведенные в статье доводы остаются «наводящей для размышления гипотезой, подкрепленной некоторыми ссылками». А также предлагают изучить и «обратную сторону медали». "Какие сложившиеся обстоятельства смогли заставить обоих художников создать свою «Свободу» независимо, хотя и с удивительными совпадениями".
А Вы как думаете. Разве такие совпадения бывают?
На этом прощаюсь.
Берегите себя.
Ваша Раиса Захаровна.