Найти в Дзене
Marga: просто история

Рождественская картина, на которой нет Рождества

Недавно попалась мне на глаза одна очень любопытная картина Брейгеля с таким теплым зимним и немножко сказочным настроением. Тема у картины околорождественская, под послепраздничное настроение она подходит отлично, поэтому расскажу-ка я вам о ней. Тем более, что здесь есть, о чем...

Итак, давайте же посмотрим: "Перепись в Вифлееме", Питер Брейгель Старший.

Питер Брейгель Старший, "Перепись в Вифлееме" 1556 год, Источник: artsandculture.google.com
Питер Брейгель Старший, "Перепись в Вифлееме" 1556 год, Источник: artsandculture.google.com

"Подождите-ка, - скажет любой зритель при взгляде на это полотно, - разве же в Вифлееме было так снежно?". Конечно, нет, да и архитектура там явно была немного другая. Под предлогом еванглисткого сюжета художник показывает нам жизнь и быт простого народа в заснеженной деревне Брабанта. Время написания картины - 1556 год - совпало с началом нидерландской революции, восстания против испанского феодального господства. Брейгель был весьма ответственным гражданином и не мог остаться в стороне от политических веяний, поэтому во всем его творчестве того времени прослеживаются, как сейчас принято говорить, "остросоциальные" мотивы.

"Но позвольте, причем же здесь Библия?" - спросит все тот же зритель. Конечно, среди повозок, тюков и людской толпы можно не сразу заметить, но все же, Святое семейство здесь имеется. Обратите внимание, на первом плане, практически в центре картины мы видим плотника с пилой, женщину верхом на осле, закутанную в синий плащ, и сопровождающего эту процессию вола.

Питер Брейгель Старший, "Перепись в Вифлееме" фрагмент
Питер Брейгель Старший, "Перепись в Вифлееме" фрагмент

По этим атрибутам легко можно определить, что перед нами Иосиф и Мария, явившиеся из Назарета в Вифлеем, чтобы, согласно повелению императора Августа, принять участие в переписи населения.

Но главные (?) герои картины растворены в толпе, где каждый занимается своим делом. Мы, зрители, наблюдаем за происходящим немного сверху, как будто выглядываем из окна, расположенного напротив дома. Отсюда замечательно видно все удивительные мелкие детали картины.

До сочельника ещё несколько часов, на горизонте заходит солнце. На замёрзшей водной глади дети играют в волчка, катаются на коньках, рабочие тащат мешки с зерном, кто-то поскользнулся на льду и упал, женщина с корзиной идёт с рынка домой, - все находится в движении кроме разве что мужчины, который стоит на краю берега спиной к нам, сгорбив спину. Только след снежка на спине свидетельствует о его причастности к происходящему вокруг.

Питер Брейгель Старший, "Перепись в Вифлееме" фрагмент
Питер Брейгель Старший, "Перепись в Вифлееме" фрагмент

Кажущийся беспорядок на картине на самом деле очень сбалансирован и по структурному, и по цветовому решению. Каждая деталь является частью композиции, создавая сценку с соседним элементом. Картина по диагонали поделена на четыре пропорционально равные части с центром ровно посередине (колесо от сломанной телеги, над которой склонилась женщина).

По этой картине можно изучать быт того времени, получить представление и повседневных занятиях, детских забавах, моде, предметах повседневной жизни, развлечениях. К последним относится, например, паб внутри ствола дерева ("In de swaen").

Питер Брейгель Старший, "Перепись в Вифлееме" фрагмент
Питер Брейгель Старший, "Перепись в Вифлееме" фрагмент

Некоторые искусствоведы придавали сцене убоя свиней политическое значение. Это может быть аллюзия на крестьян, умерших при правлении Филиппа II Испанского в результате сбора чрезмерных налогов. Особенно в суровые зимние месяцы грабительские налоги были синонимом голода.

Сцена же сбора налогов скорее всего представлена чуть правее: в окне дома стоит сборщик налогов, принимающих у граждан деньги. На стене справа от окна висит красный герб Габсбургов, намекающий зрителю, что речь идет все-таки не просто о переписи населения. Хотя часто это сценку трактуют именно так - как ту самую перепись, в честь которой получила свое название картина.

Питер Брейгель Старший, "Перепись в Вифлееме" фрагмент
Питер Брейгель Старший, "Перепись в Вифлееме" фрагмент

Определено, это - один из шедевров Питера Брейгеля Старшего, созданных им на пике его творчества. Жанровые сценки невероятно правдоподобны, и рассматривать их можно часами. Моя любимая - это мальчик в правом верхнем углу, распугивающий птиц, которые даже внимания на него не обращают.

Питер Брейгель Старший, "Перепись в Вифлееме" фрагмент
Питер Брейгель Старший, "Перепись в Вифлееме" фрагмент

Источник информации здесь и немного здесь.