Доброго времени суток уважаемые подписчики и гости канала RNDCoin. Вчерашняя наша статья была посвящена товарным отношениям в первобытном мире. Сегодня мы продолжаем развивать тему истории возникновения денег и рассмотрим более подробно использование весовых мер в Древнем мире. Не забываем подписываться на наш канал, если ещё не подписаны. А мы плавно переходим к повествованию.
#rndcoin #про деньги #монеты #банкноты #история #образование #саморазвитие #страны мира #древний мир #финансовая грамотность
Страсть людей к золоту в душе человека появилась намного раньше, чем сделанные им предметы, выращенные животные и взятые в бою пленники начали считаться товаром. В 1972 году в окрестностях Варны было найдено захоронение, относящееся к концу V тысячелетия до н.э., в котором богачей от простых граждан отличало как раз обладание золотыми предметами. Кольца, браслеты, пластины и бусы из этого металла были достоянием одних, простые кремниевые ножи, топоры и глиняные миски - других.
Однако первыми в мире металлическими деньгами стало не золото, а серебро. Около 2400 года до н.э. царь шумерского государства Лагаш по имени Урукагина, боровшийся со злоупотреблениями своих предшественников, оставил об этом такие записи: "Пастухи овец руноносных взнос за овцу белую серебром платили. Землемер, жрец-чтец главный, агриг (крупный чиновник), пивовар, надзиратели взнос за ягнёнка-первинку серебром платили". Урукагина отменил несправедливое, по его мнению, вымогательство серебра у подданных и вернулся к традиционному взиманию податей простым зерном: "От обязательства уплачивания в серебре за овцу белую, за ягнёнка-первинку контролёров его, то есть людей, взимавших налоги, он устранил..."
Эти надписи, найденные в последней четверти XIX века французскими археологами и переведённые на русский язык академиком В.В. Струве, считаются древнейшим упоминанием серебра в качестве платёжного средства.
Ячменное зерно на языке древних шумеров называлось се. Его вес в переводе на современные единицы составляет 0,046 г. В шестидесятеричной системе счёта, которой пользовались шумеры, древнейшая весовая мера оказалась привязанной именно к зерну и стала называться сиклем. Один сикль приравнивался к весу 180 зёрен и составлял 8,28 г. В Древнем Израиле он превратился в шекель. 60 сиклей составляли 1 мину, или около 0,5 кг.
Царь Ур-Намму, живший в конце III тысячелетия до н.э. и объединивший шумерские земли под своей властью, ввёл единый государственный стандарт для этих мер. В записях на простой глиняной табличке, сделанных спустя несколько столетий после его правления, о его деяниях говорилось: "Он сделал бронзовую меру в 1 ка, гирю в 1 мину он утвердил, гирю в 1 сикль он утвердил (по отношению к мине)". Во времена Ур-Намму новые платёжные средства широко использовались для взимания штрафов с преступников. Так, человек, лишивший девственности рабыню, должен был уплатить её хозяину 5 сиклей серебра; бросивший свою жену, не бывавшую прежде замужем, выплачивал ей целую мину, а если бывшая супруга была до него вдовой, то только пол мины. Об этом свидетельствовал первый кодекс шумерских законов, оставленных на той же табличке. Если один человек переламывал другому конечность, то уплачивал ему одну мину, если отрезал нос - 2/3 мины, а если оставлял без зубов, то возмещал 2 сикля за каждый выбитый зуб.
С упорядочением денежно-весовой системы стали появляться люди и целые организации, которые давали серебро взаймы и под проценты. Крупнейшими ростовщиками были храмы. Множество записей таких операций осталось в святилище Шамаша - бога солнца и правосудия. В одной из них, относящейся к первой половине II тысячелетия до н.э., было сказано: "Идин-Самас одолжил в храме Шамаша пять с половиной шекелей серебра и во время сбора урожая возвратит долг вместе с процентом". Под записью стояли дата и имена двух свидетелей. В другом говорилось: "Пять шекелей чистого серебра Идин-Рамман и его жена Хумтани одолжили у Шамаша и Идин-Йатуна. Если они увидят надпись на базарном столбе они должны возвратить серебро и соответствующую процентную прибыль предъявителю этого документа".
Купцы, которые отправлялись с караванами в далёкие путешествия, длившиеся иногда более года, тоже одалживались у Шамаша. Вот одна из надписей, сделанных в III тысячелетии до н.э.: "Партнёрский капитал в 20 мин серебра, а также 6 мин серебра для свободного распоряжения - всего 26 мин серебра - Зубатум и Син-Есмеани одолжили у Шамаша... После завершения они возвратят серебро и надлежащий процент". Соглашение было заверено шестью свидетелями.
Тогда же в Шумере появилось понятие, соответствующее современному слову "капитал", - sag-du. Так назывались деньги, предназначенные для извлечения прибыли. Позднее в Древнем Вавилоне оно будет преобразовано в qaqqadu, а сам этот город станет в Библии символом алчности и жадности.
Египет, который с середины II тысячелетия до н.э. занял главенствующее положение в Древнем мире, не имел своих серебряных месторождений, но располагал большими ресурсами золота в Нубии, возле южных границ. В середине XV века до н.э. ассирийский царь Ашшурбалита писал египетскому фараону Аменхотепу IV: "...золота в твоей стране много, оно как пыль... Если добротой твоё лицо благостно, пришли много золота..." Но оно требовалось Ашшурбалите для украшения царского дворца, а не для торговых операций.
Главным платёжным средством в Египте, как и в Вавилоне, считалось серебро, и это означало "деньги". Торговали здесь мало, всё, что находилось внутри страны, считалось собственностью фараона и распределялось между гражданами государственными чиновниками. Слово "торговец" здесь появилось только в начале Нового царства, то есть примерно в середине II тысячелетия до н.э.
Между 1300-1200 годами до н.э. серебром в качестве платёжного средства начинает соперничать медь. Её ценность по отношению к серебру вначале составляет 1:100, а примерно к 1100 году до н.э. поднимается до 1:60. Весовыми мерами (они же денежные единицы) начиная с 1300 года до н.э. служили дебены и кедеты. 1 дебен равнялся 10 кедетам и соответствовал примерно 91 г.
Наряду с этими деньгами существовал и натуральный обмен. Так, согласно документу того времени, одну рабыню можно было купить за 1 передник, 1 простыню, 3 тканных одежды, 4 бронзовых сосуда, 1 бронзовый же котёл и ещё 10 лучших одежд из материи меси, что составляло вместе 4 дебена и 1 кедет серебра.
В следующей статье вы узнаете о первых деньгах Индии и Китая, так что рекомендуем подписаться на наш канал, чтоб не пропустить выход в свет новых статей. Спасибо за прочтение данной статьи и всего вам доброго.