#милый дом
Недавно мне написала женщина, что незачем хорошую мебель портить "преображениями". Ее надо только реставрировать. Речь шла о фабричных гарнитурах 60х и 80х годов. Комментарий был довольно злой и несправедливый, но заставил задуматься.
Действительно, нередко обновление мебели, особенно перекраска, удешевляет ее. В истории декоративно-прикладного искусства были периоды, когда люди ценили рисунок дерева, его фактуру, потом наступало время, когда его закрашивали, покрывали золотом и с его помощью имитировали другие материалы.
Практически всю вторую половину 20 века было особым шиком иметь мебель из дерева или покрытую натуральным шпоном, желательно ореха, красного дерева или дуба на худой конец. Коричнево-желтый цвет этих шкафов и секретеров зачастую был доминирующим в интерьере. Но сейчас нередко встречаются интерьеры, где вся мебель имеет цветную ламинацию, и ничего натурально-деревянного не встретишь. У молодых людей зачастую нет такого пиетета перед красным деревом или орехом. Потому они довольно смело окрашивают бабушкины комоды меловыми или акриловыми красками. Проводят даже курсы-вебинары по перекраске мебели. А старшее поколение сетует — зачем покрасили, испортили хорошую вещь. Что поделаешь, это конфликт поколений, разные взгляды на эстетику.
У меня тоже был опыт, когда испортили хорошую вещь. Тумбу в стиле ар-деко покрыли слишком укрывистым лаком и полностью закрасили шпон в зеркальной раскладке.
В 50-х годах мебельная промышленность еще по инерции продолжала производить комоды и шкафы в стиле ар-деко. Это роскошный стиль "ревущих 20-х". У мебели тех времен были скругленные геометричные формы, идеальная симметрия, величавость. Ар-деко еще называют последним большим стилем.
Одна из характерных деталей в этой мебели - шпон ценных пород дерева в зеркальной раскладке. Поэтому закрасить его, значит лишить мебель лица. Тем более этот рисунок очень эффектен и красив.
Поэтому я решила первым делом убрать неудачный лак.
В процессе расчистки я словно археолог открывала первозданный вид этой тумбы. И вот наконец - великолепный зеркальный рисунок шпона европейского ореха.
В процессе предыдущих "преображений" тумба лишилась выдвижного ящика и была превращена в винный шкаф. Для этого вынуты старые фанерные полки. Кстати, они были довольно хлипкими, способными выдержать разве что статуэтки. Но странно ставить витрину так низко. Хранить одежду на полках тоже не логично, потому что дверца со стеклом. Книги или, к примеру, посуду там не разместишь, фанера не выдержит. Предназначение тумбы мне осталось непонятным.
В-общем, мне показалось довольно логичным использовать тумбу под винный шкаф. Тем более ее стиль ар-деко этому благоволит. А уж если говорить о реставрации, то она подразумевает не только возвращение первозданного вида, но и восстановление функциональности. Одно дело сохранение в неизменном виде шедевра, другое дело - предмета, который должен выполнять какие-то задачи.
В итоге я наклеила на новую дверцу тумбы шпон европейского ореха и вставила новый термометр, подходящий по стилю. А для покрытия взяла слегка тонированное масло. Потому что очищенный слой шпона отличался от нового. Под действием УФ-лучей за 70 лет он пожелтел, и необходимо было выровнять цвет и подчеркнуть его рисунок.
Я абсолютно уверена, что такие преображения имеют право на жизнь. Они позволяют продлить срок службы вещи. Ведь не будь этого обновления тумба попросту бы оказалась на помойке. Более того, многие предметы мебели просто теряют свое предназначение. К примеру, громоздкие платяные шкафы сейчас заменяют на гардеробные комнаты или встроенные шкафы. Поэтому попытки их преобразить, а не выбросить, мне кажется достойны поощрения. А заявления "не портите вещь" - самое настоящее чванство.
Еще материалы из рубрики #снова новое.