К огромному несчастью, в РУ сегменте интернета нету никаких данных про питание Войска Польского в 1939 году, что и попытаюсь я исправить.
Распределение пищи
В 1935 году, Министерство Военных дел выставило следующие стандарты на питания для солдат проходящих действительную службу, а также для курсантов:
Как вы можете видеть, кормление офицеров, особенно потенциальных, было лучше, чем кормление среднестатистического солдата на действительной службе. Хотя курсанты имели право на меньшее количество хлеба, им давали белый хлеб, им также присваивались такие "раритеты", как чай, молоко или масло, не говоря уже о большем количестве мяса. Существовали также специальные надбавки для отдельных групп солдат.
И да, призывники и добровольцы, находящиеся на действительной службе, должны были в течение первых двух месяцев получить дополнительно 200 г хлеба.
Согласно приведенной инструкции 1935 г: 100 гр. говядины можно было заменить 75 гр. свинины, 40 гр. свежей колбасы, 200 гр мясных субпродуктов, 150-200 гр. рыбы или 100 гр. сельди.
В 1930-х годах государство поддерживало овцеводство, что явилось результатом большого предложения баранины на рынке. На основании решения уполномоченного должностного лица, Армия закупала мясо выращенных овец и тем самым поддерживала рентабельность этой отрасли сельского хозяйства.
На практике, военные повара должны были давать солдатам баранину раз, а иногда даже два раза в неделю.
Система питания предполагала, что солдаты, находящиеся на основной военной службе, т.е. находящиеся на иждивении государства, питались "из котла", т.е. еду обеспечивала солдатская кухня, и каждая порция содержала предполагаемое количество продуктов. В исключительных случаях получать пособие, возможно было, выплатой наличными деньгами.
Куда большая проблема возникала для сержантов и профессиональных офицеров, они могли бы использовать ресурсы питания только за оплату (обычно единовременную).
В случае с офицерами это также было связано с дополнительными трудностями, так как до середины 1930-х годов из французской армии переводился принцип дистанцирования от рядовых солдат, особенно во время еды. Таким образом, на практике офицер может есть дома или в ресторане, заплатив за это из своего кошелька.
Данные ограничения действовали только до начала военных действий.
Питание в сентябре 1939 года
В начале боевых действий, 29 из 38 складов с продуктами и рядом других мобилизационных запасов были подвержены налетам Германской авиации.
Железнодорожный транспорт, который должен был служить базой для доставки продовольствия к армейским пунктам, был заблокирован интенсивными бомбардировками основных транспортных развязок.
В условиях отступления и воздушных атак вся система не справлялась со своими задачами.
Однако, выдача питания проходила относительно гладко, при условии, что полки не распадались и не теряли весь свой пищевой запас.
Полевые кухни, как обычно, располагались в нескольких сотнях метров за первой линией оборонительных позиций и снабжали солдат в основном одним горячим блюдом в день.
Большей проблемой был хлеб, который трудно было получить в военных или местных хлебозаводах.
Кризис снабжения вынудил солдат искать припасы самостоятельно. Сельское население помогало, кормило заезжающих солдат. На полях также собирали овощи и фрукты, и даже охотились на лесных животных.
В осажденных точках сопротивления, таких как Модлин и Варшава, уже некоторое время конина была популярна.
Это вызвало сопротивление улан, которые неохотно признавали, что "нельзя в конной дивизии есть конину". Однако голод все чаще побеждал обычаи этой группы солдат, ведь последним источником пищи были разбомбленные транспортные колонны, заброшенные машины и телеги, разбитые склады.
Итоги
Опыт кампании 1939 года показал, что перед лицом полномасштабной войны, поставки еды могут функционировать иначе, чем это представлялось в мирное время.
Мы должны признать, однако, что любая армия в такой ситуации, как польская армия - перед лицом решающего операционного и материального превосходства противника, а также бедности и отсталости собственной экономики - будет вынуждена пережить подобный кризис.
В то же время, армия показала свою гибкость - насколько это возможно, адаптировалась в военной ситуации и даже на уровне подразделений справлялась с проблемами, с припасами.
Офицеры по продовольствию или унтер-офицеры, отвечающие за полевые кухни, предоставляли в распоряжение солдат теплую пищу, приготовленную более или менее в соответствии с мирными инструкциями.