Найти в Дзене

Русская печь с лежанкой, голландская и изразцовая печь. Как жили в деревне: воспоминания и немного истории

В 1920-е годы по статистике в России насчитывалось около 20 миллионов дворов. Исходя из этого автор книги «Хорошая русская печь» делает вывод, что к этому времени в России было 20 миллионов (!) русских печей. В советскую эпоху выходит множество книг, в которых ставится под сомнение ценность русской печи.

Русская печь с лежанкой

Еще в 90-х годах прошлого века без русской печи не обходился ни один дом в нашей деревне. Она и согревала, и хлебы, и самые вкусную еду готовила. Вспоминаю с радостью и ностальгией, какая вкусная была томленая сметана из русской печи. А какие аппетитные зеленые щи из щаницы, ароматные, наваристые. А какой хлеб!

Черный у бабушки получался не так хорошо, как белый, а за пирогами я гоняла от околицы (мы, городские, приезжие, жили на краю деревни) почти через всю деревню. Но тети-Валины пироги — с малиной и клюквой — того стоили. Как она так их вкусно пекла? Просто уму непостижимо. Тесто получалось тонким, пышным, аккуратным. Начинки было ни много ни мало. Особенно хороши они шли под деревенское молоко или особенно заваренный мною чай (китайский чай, листья мяты, черной смородины, цветки зверобоя). Тетя Валя говорила, что все дело в печи. Может быть, может быть.

В августе, когда начинало холодать, помню, мы забирались на лежанку — самое теплое место в доме. Там рассказывали друг другу сказки, загадывали загадки, играли в дурака.

Изображение izhsm с сайта Pixabay
Изображение izhsm с сайта Pixabay

Как я нашла изразцовую печь

В обычный июльский день я вместе с родителями помогала тете Вале (скорее наблюдала) заносить сено на сеновал. В тот день мне посчастливилось повстречать нечто волшебное. Почему в тот год сеновал у тети Вали находился в заброшенном соседнем доме, я не знаю. Но вот туда-то я и попала. Это сейчас я понимаю, что оказалась в зажиточной деревенской избе. Но тогда дом мне казался ужасно старым, неинтересным и самое ужасное — наполненным одной только пылью. Но любопытство взяло верх. Мы с папой прошли в избу, я решила осмотреться. Вот одна половица прогнила. Ничего страшного, там вдали что-то интересное... Я увидела красивую бело-синюю роспись. Это была изразцовая печь, что от нее осталось. Я осторожно дотронулась до плитки. Вот уж правда всамделишная плитка, самая что ни на есть натуральная. Такой плитки я больше нигде не встречала. Ее расписывали вручную, сколько трудов стоило сделать такую красоту. Но что делается вручную, то уже на века.

Сколько времени прошло — хозяева уехали, а печь стояла во главе избы, готовая хоть сейчас служить верой и правдой. Мне очень хотелось взять хотя бы частичку этого сине-белого изразца... Но не взяла, постеснялась выколупывать такую красоту. Через несколько лет я приеду в деревню и узнаю, что крыша дома не выдержала снега...

Затем 90-е годы сменили другие времена. Многие избавлялись от русских печек или переделывали их. Утверждали, дескать, они занимают много места. Утверждали, что нещадно устарели. Некоторые считали, что голландская печка лучше русской. Кстати, во многих деревенских домах делали обе печи: русскую и голландскую (высокую, прямоугольной формы). Потом и от голландских отказались...

Сейчас потихоньку вспоминают былое: заказывают русские печи или ездят посмотреть на быт наших прадедов... Вот только печников и глинщиков днем с огнем не сыщешь, а последние попросту позабыты, то есть канули в Лету.

В этой статье хотелось бы напомнить читателям о русской печи-лежанке — героине русских народных сказок и былин, дающей тепло и еду, рассказать, как же делали печь-кормилицу.

Если в доме не было печи, он считался нежилым. По народным поверьям, под печью или за нею живет домовой.
С.М. Авдеев. Символика русского дома. С. 16

На печи-лежанке сушили белье, спали, согревали больного и даже мыли маленьких детей. А в самой печке мылись (да-да, это факт).

Иван Пелевин. Кормление ребенка. 1890
Иван Пелевин. Кормление ребенка. 1890
Намерзшись, я еле приволакивал тяжелую от намороженного льда катушку и затихал на горячей печи, отогреваясь. Полежишь на ней ночь, кашель и простуду как рукой снимет...
Владимир Арсентьевич Ситников. «Русская печь»

Немного истории

Основой древнего русского жилища была клеть, из которой потом образовалась изба: поземная, у которой половицы укладывались прямо на землю, и черная (курная) с волоковыми окнами, которые не затворяли, а задвигали или заволакивали доской. У зажиточных и семейных крестьян против избы ставилась клеть. Место между клетью и избой называлось сенями. Избы, дым из которых проходил в кирпичную трубу, дымницу, назывались белыми. Такая изба строилась на подклете.

Русская печь в иллюстрациях русских художников

Опубликую фрагмент книги «Как мы поселились в деревне» Петра Полевого, читала ее с наслаждением. Да-да, в XX веке тоже переезжали из города в деревню. Мне кажется, если бы Петр Полевой жил в наше время, то он точно бы вел отличный канал на Дзене или постил полезные видео на YouTube.

Через две с половиной недели избы были собраны, черные полы настланы, потолочный накат также, даже стропила по всей крыше поставлены. Оставалось только обрешетить крышу, настлать белый пол и покрыть крышу тесом. ... Когда избы были наполовину покрыты, а полы в избах и в сенях наполовину постланы, Ефим явился ко мне с вопросом:

— А как полы для печей прикажете вырубить? Русские печи будете ставить или голландки?

— Какие же голландки в избах? — спросил я с удивлением. — Конечно, русские печи буду ставить в обеих.

...

Плотники прорубили черный пол в углах изб (направо от входной двери) и стали таскать в это отверстие камень, который плотно и ровно сложили вровень с черным полом. Потом над этим каменным фундаментом поставили, утвердив на черном полу, сруб из двух толстых и гладко отесанных бревен. Это так называемое подпечье, и на нем предстояло ставить и утверждать огромную русскую печь.

На другой день с утра явился печник Михайло рядиться (ряда на русском языке — условие, рядиться — обозначать условие). ...

За две печи-голландки для дома он взял с меня по восьми рублей и потребовал для них 1200 кирпичей. А когда я спросил, сколько кирпичу потребуется для русских печей, он ухмыльнулся, и, крутя крошечную бородку, проговорил:

— Для русских печей кирпичу самая малость нужна. Ведь только под у них выстаивается кирпичом, да и в устье сводик выкладывается. А все остальное из сырой глины делается.

— Как так? Да разве это может быть прочным?

Так прочно, что двадцать лет без подправки стоят! А главное дело скоро: в один день и кирпич сделают, и печку сложат; на другой день промажут еще раз, а на третий день и топи. Тут, в нашей стороне, все такие печи по избам.

...

И так печка росла и росла, и к вечеру приняла форму настоящей русской печи. Я даже не успел заметить, когда и как вставлены были внутри печи кружала, по которым был выложен свод печи и ее устье; как устроено было помещение для сна и сушки мокрого белья. Когда она была выведена до верха, глинщик обложил ее со всех сторон досками и подпер толстыми кольями.

— Чтобы не расползлась, пока не высохнет. А как высохнет, еще раз промажем жидкой глиной, и тогда ее пушкой не разшибешь!

— А долго ли ей сохнуть?

— Дня три с небольшим. А там братец придет, выложит под у печи кирпичом, и устье тоже кирпичом обложит: и хоть сейчас щи варить можно.

Я не совсем ему доверял и думал, что он хвастает, но всё сказанное им сбылось. И через неделю обе печки в обеих избах были готовы, к ним недоставало только прибора, то есть задвижки для трубы, и большой приставной заслонки для печи.

Если вам понравилась статья и эта тема, пожалуйста, поставьте лайк. Источников было просмотрено немало, времени тоже потрачено много, но сколько интересного и познавательно осталось и не уместилось в статью...

Печи
176,1 тыс интересуются