Найти в Дзене
Акварель с Кирой Салимовой

Наталия Нордман: «Репин говорил мне: лицо у тебя гуттаперчевое, со всеми признаками красоты и уродства»

Оглавление

Илья Ефимович Репин познакомился с Наталией Нордман в 1898 году. Она пришла в мастерскую к художнику со своей подругой Марией Тенишевой, княгиней и известной меценаткой. Тенишева прибыла к Репину для позирования; она любила озадачивать известного мастера, привозя с собой то кучу цветов, то несколько коробок с платьями, чтобы Репин сам выбрал нужное для колорита.

Пока шёл сеанс, мастер предложил Наталии Нордман почитать стихи, и тогда она демонстративно села спиной к модели и художнику и стала патетически декламировать. На следующий день Репин приглашал Тенишеву продолжить работу, но с оговоркой «чтобы это больше никогда не переступало порога моего дома».

Наталия Нордман со своим скульптурным портретом, 1901 г., портрет 1911 г. и портрет, написанный в 1900 г. в Швейцарии
Наталия Нордман со своим скульптурным портретом, 1901 г., портрет 1911 г. и портрет, написанный в 1900 г. в Швейцарии

Счастливый союз

Однако уже через год Репин приобрёл два гектара земли в дачном поселке Куоккала на берегу Финского залива и начал строить там дом, а Наталия Борисовна стала его второй женой и настоящей музой.

Илье Ефимовичу было пятьдесят пять лет, у него за плечами был неудачный брак, от которого он имел четверых детей и неосуществлённую мечту устроить такое семейное гнездо, которое было бы культурным центром для художников и литераторов.

Максим Горький, Мария Андреева, Наталья Нордман, Илья Репин в Пенатах
Максим Горький, Мария Андреева, Наталья Нордман, Илья Репин в Пенатах

Именно такой дом и создал Илья Ефимович для Наталии Нордман, которая, к слову, была моложе художника почти на двадцать лет. Свою дачу Нордман и Репин назвали «Пенатами» по имени богинь-покровительниц домашнего очага. Есть мнение, что строительство дома было утешением для Нордман, потерявшей новорожденную дочку Елену-Наталью. Больше детей у Наталии Борисовны не было.

Нордман родилась в семье шведского адмирала и русской дворянки, писала на русском языке повести и пьесы, взяв себе говорящий псевдоним «Северова».

Взгляды Наталии Нордман были демократическими. Она сажала кухарку с собой за стол, а швейцарам подавала руку. В двадцать один год Наталия Борисовна сбежала из дома в Америку, где работала на ферме: ухаживала за огородом, доила коров, выполняла обязанности гувернантки и горничной, словом, воплощала свои убеждения в жизнь.

И. Е. Репин, автопортрет с Нордман, 1903 г., графические портреты Нордман 1901 и 1903 гг.
И. Е. Репин, автопортрет с Нордман, 1903 г., графические портреты Нордман 1901 и 1903 гг.

Суп из сена и жаркое из морковного зайца

В доме в Куоккале Наталия Нордман завела соответствующие порядки. Доходя во всём до экзальтации, она увлеклась вегетарианством и выпустила «Поваренную книгу для голодающих». Супы из сена, котлеты из картофеля, жаркое из морковного зайца тут же появились и на столе в «Пенатах». Репин целиком разделял взгляды жены и считал такое питание правильным. Однако многие друзья художника Наталию Борисовну не полюбили, а философ Василий Розанов считал, что «эта женщина поглотила Репина целиком».

Трапезы у Репина и Нордман стоит описать подробнее. Чтобы художник имел возможность спокойно работать, приёмным днём была назначена среда. После полудня Репин мыл кисти, переодевался в торжественный костюм и покидал свою мастерскую со стеклянным потолком. Над домом вывешивался голубой флаг, что означало, что гостей ждут у стола. Слуг за обедом не было, а в прихожей висели плакаты «Не ждите прислуги, её нет», «Бейте весело в тамтам», «Сами снимайте пальто и калоши» и тому подобное. Стол представлял собой круглую конструкцию с вращающимся центром. Каждый гость мог взяться за специальную ручку и дотянуться до любого блюда, строго вегетарианского, естественно. Художник-футурист Давид Бурлюк так шутя описывал это действо:

Не обходилось без курьезов: захочет Чуковский соленых рыжиков, вцепится в „карусель“, тянет рыжики к себе, а в это время футуристы мрачно стараются приблизить к себе целую кадушечку кислой капусты, вкусно пересыпанной клюквой и брусникой.

Но если бы вегетарианство Нордман ограничивалось только питанием! Но нет, даже имея проблемы со здоровьем, Наталия Борисовна носила лёгкое пальто, подбитое сосновой стружкой, уверяя, что в таком наряде теплее, чем в шубе, поскольку в печи даёт огонь именно дерево.

Конец

К 1905 году у Нордман начинают подозревать туберкулёз. Врачи настаивают на отказе от строгого вегетарианства, но Нордман остаётся верной своим убеждениям. В 1914 году зимой она танцует на снегу «танец босоножки» и окончательно расстраивает своё здоровье. Будучи неофициальной женой Ильи Ефимовича, она стесняется пользоваться его средствами и отправляется в Швейцарию в больницу для бедных, где вскоре умирает. Репин не успевает на похороны и попадает лишь на могилу подруги.

А в «Пенатах» вскоре снимут плакаты и восстановят нормальный режим питания. И лишь ростовой портрет Наталии Нордман, написанный в 1900 году в Швейцарии, будет висеть в столовой до конца дней мастера.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайк, если темы искусства вам близки!

Здесь вы также можете посмотреть как выглядели и другие музы известных художников:

Надежда Забела-Врубель

Белла Шагал

Эмилия Флёге

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.