Здравствуйте, дорогой читатель!
Сегодня мы приоткроем завесу тайны о необходимости прохождения экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию автомобильных газонаполнительных компрессорных станции (АГНКС)
Поверь, это интереснее чем кажется.
Согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) проектная документация строительства и реконструкции (пункты 13 и 14 статьи 1 Кодекса) объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Кодекса.
Объекты, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе, в том числе объекты, сметная стоимость которых в соответствии с требованиями Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности её определения указаны в части 3.4 статьи 49 Кодекса.
В случае, если характеристики объекта, в данном случае АГНКС, подпадают под характеристики объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 Кодекса, то проектная документация такого объекта подлежит государственной экспертизе.
Согласно части 15 статьи 48 Кодекса застройщик (технический заказчик) самостоятельно определяет необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с критериями, установленными статьей 49 Кодекса и техническими характеристиками объекта капитального строительства.
Идентификация зданий и сооружений (объектов капитального строительства) осуществляется в соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ). Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Закона № 384-ФЗ, должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прости дорогой друг, я не мог не сказать тебе этого словами высокопоставленных чиновников.
Мы не рассматриваем объекты которые располагаются в охранной зоне трубопроводов, так как они в обязательном порядке идут на экспертизу проектной документации.
В целом все понятно, в целью определения необходимости прохождения экспертизы проектной документации обращаемся к статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Cтатья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации.
Нас более всего интересует часть 2 данной статьи и ее подпункт 5, которые гласят следующие:
Часть 2. Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
Подпункт 5 части 2. Отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Хм...
- Согласно статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации дающей определение "производственной деятельности" к этой самой деятельности относится АГНКС, АГЗС и традиционной АЗС. +
- Санитарно-защитная зона устанавливается и более того может быть установлена по границе земельного участка. +
- Количество этажей на АГНКС меньше двух да и площадь застройки обычно не превышает 1500 квадратных метров. +
Пока все отлично. Остается разобраться со статьей 48.1 Кодекса и радоваться или не радоваться сэкономленным деньгам и времени.
ГрК РФ Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты.
Если рассмотреть все части статьи 48.1 мы не найдем пункт относящий АГНКС к особо опасным или уникальным объектам.
Это и есть первое мнение инженерного сообщества. Согласно ему Кодекс не предполагает прохождение экспертизы проектной документации для объектов строительства и реконструкции автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).
Есть и второе мнение базирующееся на самом пункте 11 статьи 48.1, которая полностью звучит так:
11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
И в этой точки зрения главными словами в пункте 11 являются слова "подлежащие регистрации", а не само перечисление этих объектов (часть а,б,в).
Тогда согласно:
- Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов":
- Приказа от 30.11.2020 г. №471 "Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов"
- Разъяснений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 октября 2019 года N 00-07-06/1854
прохождение экспертизы проектной документации для объектов строительства и реконструкции автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) все же требуется, так как он является опасным производственным объектом IV класса опасности, подлежащим регистрации в государственном реестре Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
И конечно же Заказчик согласно части 15 статьи 48 Кодекса самостоятельно определяет проходить государственную или не государственную экспертизу проектной документации, если они конечно же не попадают под указанные критерии в пункте 5.1 части 1 статьи 6 Кодекса.
А что на практике? На практике с 2012 года работая с лидером рынка мы проходим экспертизу проектной документации для каждого их объекта, другие участники рынка возможно, просто действуют по аналогии не вникая во все тонкости, как часто бывает.
По секрету скажу, что я получил разрешение на строительство АГНКС без прохождения экспертизы проектной документации, по ошибке или нет пока не знаю, поэтому противостояние этих двух мнений считаю не завершенным и предлагаю обсудить это в комментариях!
Возможно у кого-то есть более железные аргументы, буду рад их услышать!