Продолжаю авторский цикл статей «СМК без секретов».
Актуальный перечень ранее опубликованных статей со ссылками можно посмотреть/скачать.
Ранее (здесь) мы уже разобрались, что политика в области качества – документированная информация СМК, которая обязательно должна быть в организации.
Как всегда, во избежание всяческих заблуждений, вспомним терминологию.
Иными словами, политика в области качества это - намерения и направление, относящиеся к качеству, сформулированные высшим руководством организации.
Обращаю внимание, что политика – это документированная информация (ДИнф), следовательно, требования к ДИнф, установленные ГОСТ Р ИСО 9001, распространяются и на неё. Вспомним некоторые из них:
«При создании и актуализации документированной информации организация должна соответствующим образом обеспечить:
a) идентификацию и описание (например название, дата, автор, ссылочный номер);
b) формат (например, язык, версия программного обеспечения, графические средства) и носитель (например, бумажный или электронный);
c) анализ и одобрение с точки зрения пригодности и адекватности.»
ГОСТ Р ИСО 9001-2015, пункт 7.5.2.
Кроме того, политика в области качества, как и вся документированная информация организации, должна находиться под управлением (ГОСТ Р ИСО 9001-2015, пункт 7.5.3.1). Для установления требований по управлению политикой, как правило, в организациях разрабатывают стандарт. Действия по управлению политикой в области качества, обычно следующие:
- - формирование политики в области качества;
- - принятие организацией политики в области качества;
- - доведение до персонала принятой политики в области качества;
- - реализация принятой политики в области качества;
- - анализ реализации принятой политики в области качества;
- - поддержание принятой политики в области качества в актуальном состоянии.
Алгоритм реализации процедуры управления политикой в области качества может выглядеть так:
На стадии функционирования СМК формирование (корректировка) политики в области качества производится, как правило, ежегодно (но никто не запрещает установить период действия и более года). Ответственным за организацию формирования политики в области качества на очередной год, обычно назначают представителя руководства по СМК (ПР СМК). Непосредственно формируют текст политики в области качества специалисты отдела (бюро, группы) менеджмента качества.
Формируемая политика в области качества должна:
- соответствовать намерениям и среде организации, а также поддерживать ее стратегическое направление;
- создавать основу для установления целей в области качества;
- включать в себя обязательство соответствовать применимым требованиям;
- включать в себя обязательство постоянно улучшать систему менеджмента качества.
При формировании политики нужно учитывать:
- миссию, видение и стратегию организации (как правило, излагаются в руководстве по качеству);
- актуальные результаты определения состава заинтересованных сторон и их требований и ожиданий (статья по этому поводу – здесь);
- результаты реализации политики в области качества за предыдущий год (период).
При формировании политики также нужно учитывать принципы менеджмента качества (статья про них – здесь), основные задачи организации в области качества и пути решения этих задач.
Политику в области качества желательно излагать понятным и доступным языком, без сведений ограниченного распространения. Текст политики рекомендуется размещать на листе формата не более чем А4 (ГОСТ 6656). Не возбраняется цветная печать, гламур - по вкусу.
Распространенным недочетом является отсутствие в организации требований к форме политики в области качества. Рекомендуется эту форму установить по аналогии с заявлением руководства организации в руководстве по качеству.
Идентификация политики в области качества осуществляется, как правило, по следующим признакам:
- период применения;
- дата подписи генеральным директором.
Не рекомендуется учитывать политику в области качества как организационно-распорядительную документацию (входящий, приложение к приказу и т.д.), о чем нужно внести соответствующее требование в стандарт организации «Управление организационно-распорядительной документацией».
Факт принятия организацией политики в области качества на текущий год свидетельствуется подписью генерального директора.
Факт принятия организацией политики в области качества на текущий год обычно доводится до персонала приказом генерального директора. В общем случае проект приказа должен содержать следующие данные:
- дата принятия политики;
- сроки разработки на основе принятой политики целей в области качества для организации в целом с указанием ответственных за организацию разработки и сроков проведения совещаний по рассмотрению проекта целей в области качества;
- порядок и сроки доведения политики до персонала.
Выдачу копий политики в области качества целесообразно производить с учетом в журнале, выдавать – только при сдаче «старого» экземпляра: вероятность дальнейшего обнаружения в подразделениях политик «лохматых лет» будет поменьше.
Доведение принятой политики в области качества рекомендуется производить следующим образом:
- до персонала подразделений – руководителями подразделений под подпись в журнале;
- до должностных лиц организации (не входящих в состав подразделений) – секретарем при ознакомлении с приказом о принятии политики (см. выше).
Политику в области качества желательно размещать:
- в служебных кабинетах и приемных (при наличии) руководителей всех уровней;
- в служебных помещениях подразделений;
- на досках объявлений подразделений;
- на информационных стендах организации (проходная, отдел кадров и др.);
- на сайте организации.
Не забываем доводить политику до вновь принимаемых работников – это лучше осуществлять при оформлении трудовых отношений.
Реализация принятой политики в области качества
На реализацию принятой политики в области качества ориентируются все плановые документы, разрабатываемые в организации.
Реализация политики в области качества обеспечивается:
- разработкой целей в области качества (об этом – в следующей статье);
- разработкой и реализацией мероприятий по достижению целей в области качества, включенных в план улучшения (совершенствования) действующей СМК (и об этом – в следующей статье).
Анализ реализации принятой политики в области качества, как правило, производится высшим руководством в рамках анализа действующей СМК (об этом – чуть позже).
Поддержание принятой политики в области качества в актуальном состоянии обычно производится путем ежегодного (допустим другой период) принятия новой политики.
Корректировка и переиздание политики в области качества в течение года, как правило, проводится по решению генерального директора на основании:
- вновь выявленных ожиданий и требований заинтересованных сторон;
- изменения стратегических целей организации;
- изменяющейся ситуации на рынке.
Также переиздание политики в области качества рекомендуется производить после смены генерального директора (работать с Политикой от предыдущего руководства - очень распространенная ошибка!).
Один из вариантов стандарта организации можно посмотреть здесь: «СТО 8765RISO-104-2022 Система менеджмента качества. Управление системой менеджмента качества. Управление политикой и целями в области качества». Стандарт предназначен для применения в СМК, соответствующих требованиям ГОСТ Р ИСО 9001.
Если Ваша СМК сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ РВ 0015-002-2020, то Вам лучше смотреть этот стандарт ЗДЕСЬ: «СТО 123456RW-104-2021 Система менеджмента качества. Управление системой менеджмента качества. Управление политикой и целями в области качества»
5.01.2021