Пока границы остаются закрытыми из-за коронакризиса, остается только тешить себя мечтами о прогулках по Риму или Парижу. Однако, если поклонники античности вряд ли смогут удовлетворить свою жажду прекрасного в российских музеях, то вот любители импрессионизма - с лихвой. Для этого стоит отправиться в Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Коллекция Пушкинского музея не уступает парижскому музею д`Орсе. Все это благодаря русским коллекционерам и меценатам, которые питали интерес к импрессионизму. Среди них известные купеческие фамилии - Рябушинские, Щукины, Морозовы, Остроуховы и Поляковы.
Особую славу сыскали фабриканты Щукины и Морозовы.
Братья Щукины прониклись к импрессионизму одними из первых - в конце 90-х годов ХIХ века. Большую коллекцию модных в то время картин собрал Сергей Иванович. При покупке полотен он руководствовался одним правилом: она должна приводить зрителя в психологический шок.
Со временем Щукин с импрессионизма переключился на постимпрессионизм - стал собирать Сезанна и Гогена, подружился с Матиссом и Пикассо, покупал их работы.
Свою обширную коллекцию Щукин хранил в особняке Трубецких в Большом Знаменском переулке, 8 (сейчас здесь расползается Минобороны).
Иван Абрамович Морозов увлекся импрессионизмом в начале ХХ века и подошел к выбору картин при покупке прагматично, руководствуясь умом и логикой, а не сердцем.
В отличие от Щукина, молодой Морозов создавал свой дом изначально как музей. Он не украшал его купленными полотнами, а организовывал пространство под будущие шедевры.
Свое предпочтение Морозов отдавал Сезанну, называя его любимым художником.
Свою коллекцию он разместил в особняке на Пречистенке, 21 (сейчас тут Российская Академия Художеств).
Какие еще шедевры импрессионизма можно увидеть в Пушкинском музее?
Поль Гоген. А, ты ревнуешь?
Пьер Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари
Клод Моне. «Завтрак на траве»
Клод Моне. «Скалы в Этрета»
Анри Матисс. Красные рыбки
Эдгар Дега. «Танцовщицы на репетиции»
Пьер Огюст Ренуар. «Девушки в черном»