Всех с наступившим новым 2021 годом!
Не буду врать или кривить душой – к российскому кинематографу я настроен крайне предвзято и весьма негативно. И дело вовсе не в том, что я считаю будто в России не в состоянии придумать хороший фильм. Нет, дело в том, что спонсируют то, что не надо, а более достойные идеи или никогда не доходят до реализации или же остаются крайне малоизвестны, доступные только прожженным знатокам. Так или иначе, этот российский фильм смог переубедить такого скептика как я, поэтому я бы хотел в кратце обсудить этот фильм здесь.
Немного предыстории
Главным автором фильма (режиссёр и основной сценарист) является Никита Аргунов. Для Никиты "Кома" является режиссёрским дебютом, но ранее он был супервизором по визуальным эффектам и это бросается в глаза практически с самого начала фильма – очень богатая картинка с сильной графикой, стильным дизайном и массой мелких деталей. Профессионализм визуальной составляющей это то, что в фильме оспорить просто напросто невозможно. Вторым сценаристом является Алексей Гравицкий, достаточно известный писатель-фантаст, у него тут даже имеется небольшая роль второго плана. В роли третьего сценариста выступает Тимофей Декин.
По некой причине, выход фильма очень много раз откладывался. Не знаю в чем именно там дело, но чисто гипотетически на то могут быть две причины: огромнейшее количество сложной графики и весьма накрученный сюжет. Так или иначе, количество переносов – весьма внушительное.
Тизер появился в сети 18 апреля 2016 года. Выход в широкий прокат фильма неоднократно переносился. Первоначально премьера была запланирована на сентябрь-октябрь 2017 года, позже её перенесли на 25 января 2018 года, затем на весну 2018, позднее на 1 ноября 2018. По информации «Бюллетеня кинопрокатчика» премьера должна была состояться 24 января 2019 года, но была отложена. Согласно данным портала КиноАфиша, предполагаемой датой премьеры в России являлась 14 ноября 2019 года. Фильм вышел в российский прокат 30 января 2020 года.
Рецензия
Визуальную часть я уже похвалил, но не одной ей сыты. Как предполагает название фильма, главный герой находится в коме. Согласно замыслу авторов ленты, люди в коме живут в неком параллельном мире, который целиком и полностью формируется из воспоминаний всех тех, кто находится в коме. Память – штука ненадёжная и достаточно выборочная, поэтому коматозный мир целиком и полностью состоит из частично сохранившихся воспоминаний, нелепо соединённых между собой, как будто это своего рода нагромождённый сон. И да, все коматозники живут в одном и том же мире. А ещё, при попадании в этот мир комы они все теряют память. И всё бы это ничего, но жизнь в этом мире не совсем безопасна – этот мир активно патрулируется "жнецами", сверхсильными черными гуманоидными созданиями, которые днём и ночью готовы охотиться на обычных людей. Небольшая община людей управляется немного загадочным лидером по кличке Ян. Ян является самым давним жителем этого мира (15 лет) и он единственный, кто когда либо покидал эту параллельную реальность, из-за чего и в курсе, что это мир комы. Сходу становится очевидно, что Ян знает намного больше чем говорит, но раскрытие этой темы оттягивается достаточно долго. Для жителей комы, всё меняется когда их ряды пополняет некий молодой человек, предположительно архитектор в нормальном мире, котого Ян считает избранным. Во время просмотра фильма не редко бывает такое, что вопросов больше чем ответов, но ближе к концу всё красиво становится на свои места. Или почти всё – тема жнецов всё же немного не до конца раскрыта. Так или иначе, несмотря на общую непредсказуемость фильма, некоторые отдельные моменты предугадать реально. Например, лично у меня удалось предвидеть, что некоторые особые способности жителей мира комы связаны с их патологиями в нормальном мире.
Фильм в целом получил смешанные отзывы от критиков. Лишь зрители оценили фильм положительно. Дмитрий Шепелёв, писавший рецензию для «Игромании», заявил, что просмотр «Комы» — это безвредный и почти безболезненный опыт, чего по-прежнему нельзя сказать про большинство российских блокбастеров. Однако это всё ещё довольно посредственный фильм, в котором реализация не поспевает за идеей. Владислав Шуравин, писавший свою рецензию для film.ru дал фильму 4 звезды из 10 и высказался, что фильму критически не хватает свежего взгляда на жанр фантастики и сравнивал данный фильм с «Матрицей». Но несмотря на это, похвалил идею фильма с главным вопросом о том, что человечество пытается сбежать от проблем в реальном мире в воображении, где ему будет хорошо, как он сам и предположит. Хотя по заветам «Джокера», в обществе живём мы все, независимо от страны, и разъедает оно человека хоть в Британии, хоть в России. При этом зрители на том же самом сайте оценили фильм на 7 звёзд из 10. Кирилл Горячок в своей рецензии на Kinomania написал, что фильм не смог избежать стандартных проблем отечественной кинофантастики. Как бы красиво ни был снят и выкроен выдуманный мир Комы, ощущение вторичности не покидает с первых же минут.
Ну нет, ребят, давайте всё же не перегибать. Да, в фильме есть отголоски идей из других произведений, но он точно не выглядит вторичным и к разряду кино "красивая картинка без идеи" его железно уж никак не отнести. Да, при желании можно вспомнить про такие ленты как "Начало" (наиболее очевидная параллель из всех), "Бегущий по лабиринту" и "13 этаж", но "Кома" всё же будет бесконечно далёк от каждого из них и обладает своей уникальной идеей и философией, которой нет ни в одном из вышеупомянутых фильмов. Связь с "Матрицей" я бы сказал притянута за уши и удерживается исключительно за счет присутствия фигуры избранного (и то, тут нет того пафоса и зацикленности на данном вопросе). Упоминание "Джокера" – несуразно и абсолютно мимо кассы. "Кома" это самобытная вещь, грамотная фантастика с хорошим душком артхауса. Предполагаю, что именно из-за последнего некоторые и ополчились на данный фильм, видимо уж больно непривычно российским критикам оценивать не всякий там ширпотреб. Отдельно стоит отметить, что данный фильм привлёк внимание и на Западе, что совсем уж редкость для российского кино.
Не скажу, что фильм совсем уж идеален. Во-первых, это определённо 'кино не для всех' (тот же "Начало" больше подходил для массового зрителя), во-вторых, есть в нём некие малозначительные вещи которые его слегка тянут вниз. Причем, что именно это за вещи, по большей части даже как-то и назвать сложновато, но чисто интуитивно они ощущаются. Но когда вы последний раз видели хороший российский фильм? Хорошая фантастика должна заставить зрителя (читателя) задуматься и этот фильм с подобной ролью справляется очень даже хорошо. Дополнительно отмечу, что это один из тех фильмов которые стоит смотреть дважды: в первой половине фильма не мало деталей которые обретают смысл только когда знаешь сюжет наперёд, даже персонажи воспринимаются совершенно иначе. Правда, есть и обратная сторона: эта же самая первая половина во многом держится на 'эффекте загадки', поэтому когда её больше нет, повторно смотреть уже далеко не так интересно. Вот так вот противоречиво получается. Правда, ко второй половине фильма это никак не относится, она цепляет другим и повторно смотрится почти так же хорошо как и в первый раз.
Хочется поблагодарить всех, кто принимал участие в создании данного фильма и надеяться, что такие ленты как эта смогут вытащить российский кинематограф из комы. Из комы намного страшнее чем та, что изображена в этом фильме.