Всем Hello! (это привет по-английски)
Многих интересует вопрос «утечки» или чрезмерного (необъяснимого) расхода оперативной памяти операционной системой Windows 10. Из-за этого многие испытывают дискомфорт в работе с приложениями (играми), а некоторым пользователям от этого просто «не по себе». Сам перерасход может выражаться не только частыми обращениями к жесткому диску (мигает лампочка), но и «тормозами» при работе (игре), не характерными для вашей конфигурации компьютера. Помимо «тормозов», частые обращения к диску не только снижают его ресурс (особенно в случае с SSD), но и увеличивают общее энергопотребление компьютера. Кто-то может вообще не обращать на это внимание, а кто-то наоборот, увеличивает объем памяти, тратя на это время и деньги, но не добивается желаемого результата, и испытывает разочарование увидев в диспетчере задач, что система продолжает «жрать» память.
Стоит упомянуть, что корректную оценку используемой памяти стоит проводить не в Диспетчере задач (скриншот 1). Более актуальную информацию можно получить, например, используя программу AIDA64 (можно скачать в интернете). На скриншотах видно, что AIDA64 (скриншот 2) учитывает весь используемый объем оперативной памяти, и все приложения, и процессы, которые в данный момент выполняются.
В этой статье я не буду, и не смогу подробно объяснить почему наблюдается такой феномен, но попробую пошагово рассказать, как привести вашу ОС (операционную систему) в нормальное рабочее состояние без лишних манипуляций со сторонними программами.
Итак, если вы решили оптимизировать использование оперативной памяти, минимизировать или полностью избавиться от «тормозов», ускорить загрузку программ (игр), увеличить ресурс жёсткого диска (или SSD) и снизить энергопотребление вашего компьютера, тогда предлагаю перейти к действиям.
Как и обещал, я буду рассказывать все пошагово. Перед выполнением инструкций рекомендую прочитать статью до конца, чтобы четко понимать, что вам предстоит сделать, готовы ли вы уделить на это время сейчас и в будущем. Поскольку в процессе предлагаемых действий понадобится перезагружать компьютер, советую добавить эту страницу в «Избранное» (закладки в Chrome), чтобы не искать ее заново (или распечатать на принтере).
1. Устанавливаем обновления системы.
Так как я всегда советую устанавливать все обновления, мы начнем с этого. Вообще неустановленные обновления сами по себе могут косвенно повлиять на общую производительность компьютера, поскольку скачанные обновления (точнее установщик) «висит» в памяти и ожидает перезагрузку для выполнения установки обновления (если скачано обновление, требующее перезагрузки). В интернете можно встретить информацию о проблемах после установки обновлений, но поскольку Windows 10 по умолчанию (если вы не меняли настройки) создает точки восстановления во время установки или удаления обновления и драйверов, мы не будем акцентировать внимание на вопросе про восстановление системы, тем более что статей на эту тему достаточно. Если же вы по каким-то причинам не желаете устанавливать обновления (исправления), то этот шаг можете пропустить. Однако вы наверняка уже получили и установили какие-то обновления без своего ведома (желания) в автоматическом режиме, поэтому я рекомендую этот шаг выполнить.
Откроем Центр обновления Windows:
Пуск – Параметры (скриншот 3) – Обновление и безопасность (скриншот 4).
Если в открывшемся окне видим, что на сегодняшний день установлены все последние обновления (скриншот 5), то переходим к Пункту 2.
Если отображены скачанные, но не установленные обновления, которые ждут перезагрузки, тогда перезагружаемся (пункт «обновление и перезагрузка» в меню выключения компьютера), после чего заново открываем Центр обновления, и выполняем поиск и установку доступных обновлений заново, пока не установим все доступные обновления.
Необходимо отметить, что некоторые пользователи умышленно отключают скачивание и установку обновлений исходя из своего правила «если работает – лучше не трогать». В случае обновлений Windows такой аргумент неуместен, поскольку обновления содержат не только косметические изменения, но и важные исправления найденных ошибок, которые влияют на общую работоспособность системы и отдельных программ.
Итак, обновления мы установили, переходим к следующему шагу.
2. Оптимизируем автозагрузку.
Статей на данную тему в интернете можно встретить достаточно, потому что это оказывает ощутимый эффект, поэтому данный пункт пропускать не рекомендуется. В окне программы AIDA (скриншот 2), мы уже увидели реальную загрузку оперативной памяти каждым процессом, выполняемым в данный момент. В этом списке присутствуют программы, которые используются не постоянно, но при установке были помещены в автозагрузку (и постоянно висят, занимая память, даже если в данный момент они не используются). Рациональным было бы их отключить, и загружать только при необходимости использования. В окне процессов программы AIDA64 мы можем сделать упорядоченную сортировку процессов по объему использования оперативной памяти (по возрастанию, либо по убыванию). Делается это одинарным нажатием на кнопке «Занято памяти» (скриншот 2).
Теперь открываем Диспетчер задач. Для этого в контекстном меню, вызываемом одинарным нажатием правой кнопкой мыши на панели задач (область внизу экрана, где отображаются открытые приложения) выбираем соответствующий пункт (скриншот 6).
В открывшемся окне, переходим в раздел Автозагрузка (скриншот 7), где и отключаем автозагрузку приложений через меню выбранного приложения (нажимаем правой кнопкой мыши, выбираем отключить). Следует отметить, что таким образом вы можете отключить приложения, которые вам действительно необходимы для постоянной работы, например, клиент для токена с ЭЦП. Однако в том же окне, как вы уже обратили внимание, при необходимости можно включить автозагрузку для приложений, а описание приложения можно посмотреть через поиск в интернете, в том же меню. Поэтому этот пункт можно рассматривать как экспериментальный, но обратимый.
3. Убираем «мусор».
Эту операцию мы будем считать в целом профилактической, и целесообразно ее выполнять время от времени вне зависимости от остальных действий, рекомендуемых в данной статье, таким образом вы освободите дополнительное место на жестком диске и снизите частоту обращения к нему, что актуально для пользователей c SSD-накопителями. Периодичность вы определите для себя сами, в зависимости от интенсивности использования компьютера (слишком часто выполнять смысла нет).
Открываем окно Параметры (Пуск – Параметры), заходим в раздел Система (скриншот 8).
Переходим в раздел Память (скриншот 9) и выбираем пункт «Временные файлы» (скриншот 10).
В рамках предлагаемого мной алгоритма остальные пункты в разделе «Память» внимания не требуют, и на общий эффект напрямую не влияют. В основном они представляют собой ваши личные файлы и программы, системные файлы, а также автоматически зарезервированную системой память, необходимую для нормальной работы компьютера. Но как вы обратили внимание, например, через меню «Приложения и компоненты» вы можете удалить ранее установленные программы, которые вам больше не нужны. В разделе «Временные файлы» мы видим, что система автоматически нашла и посчитала объем временных файлов. Кроме пункта «Загрузки» (файлы которые вы скачивали из интернета – музыка, программы, документы, и т.п.) и пункта «Корзина» (если вдруг вы намеренно ее не чистили, а что-то из ее содержимого может вам понадобиться), нужно отметить галочками все найденные категории временных файлов. (При необходимости, система автоматически создаст нужные файлы заново). Очистка временных файлов так же может положительно повлиять на производительность в некоторых программах (скриншот 11).
4. Обнуляем сведения о состоянии системы.
Как и предыдущий, этот пункт считаем профилактическим, поскольку таким образом мы удалим «мусорные» данные, которые скопились за определенный период работы системы, но которые мы не удаляем очисткой временных файлов. Выполнять его можно с такой же периодичностью (очень часто смысла нет). Производим выключение компьютера с зажатой клавишей Shift (скриншот 12) – без сохранения текущего состояния системы.
Другими словами – обнуляем сведения о состоянии системы на момент выключения. Это затронет только системные файлы, а на ваших личных файлах такая процедура никак не отразится. Нажимаем и удерживаем клавишу Shift, и выключаем компьютер (Пуск-Выключение-Завершение работы).
После включения компьютера мы уже можем посмотреть в Диспетчере задач, либо в советующем разделе программы AIDA64 какие изменения произошли с расходом памяти.
Формально, на этом пункте можно завершить цикл «профилактических» работ по оптимизации использования памяти системой, но бывают случаи, когда причины кроются несколько глубже. Если помимо предполагаемого перерасхода памяти вы также наблюдаете периодические сбои в работе компьютера (синий экран) с последующей перезагрузкой компьютера, ошибки при работе или запуске программ, а также нарушение в работе устройств (ошибки оборудования), тогда будет целесообразным провести несколько дополнительных несложных процедур. А как это сделать безболезненно для системы и ваших нервов я расскажу в следующей статье. Желаю успехов!