Найти в Дзене
Живые Линии

КУРС ПОГРУЖЕНИЕ В МИР ЗЕНТАНГЛА 3-1. ТЕНИ.

Оглавление

Тени одна из важных составляющих в методе Зентангл.

А одна из главных задач метода это сделать так, чтобы любому начинающему рисовать было комфортно с самого начала. Так что мы не будем разбирать академическую базу создания светотеневого рисунка, не стоит переживать или бояться даже тем, кто не знаком с основными законами формирования объёма на объектах.

Зачем нужны тени

Метод Зентангл предлагает множество путей, как добавить тени на ваши плиточки.

Выбор зависит от настроения и того, как именно танглы сплетаются между собой.

Команда Зентангл часто шутливо говорит, что тени на плиточке, это как крем и вишенка на торте. Кроме того, наносить их доставляет особенное удовольствие.

С помощью теней можно выделить детали, которые были почти незаметны раньше, и оживить рисунок. Очень часто, в процессе нанесения теней мы становимся ещё ближе с нашим творением и проявляем в нём самих себя, свои чувства и ощущения.

Лёгкими прикосновениями графитового карандаша и растушёвки, можно задать направление танглу, создать текстуру, сделать так, чтобы область засияла или выделилась на передний план.

Обычно наши танглы существует в двух измерениях – чёрные линии и белая поверхность материала, на котором они нарисованы. Затенение же, добавляя оттенки серого, превращает картинку в трёхмерное изображение.

-2

Разновидности затенений

С помощью тени можно создать:

1) Акценты

Те области, которые вы затеняете карандашом уходят на задний план, в то время, как незатенённые области выдвигаются на первый.

Поэтому, если вы хотите сделать акцент на какой-то части тангла или плиточки, добавьте на неё объёма с помощью тени.

-3

Когда мы прорабатываем тенью детали рисунка, мы выделяем его среди тех, которые не имеют этой проработки.

На этом изображении я добавила теней только на одном цветке, проработала его, сделала объёмными лепестки, то есть расставила на нём акценты, за счёт этого он явно выделился на фоне остальных.

-4

Акценты можно выставлять на всей области целиком, либо на группе объектов или на отдельном элементе внутри области.

На изображении выше я окружила тенью группу из нескольких спиралек, то есть акцентировала на них внимание.

2) Эффект «выпуклости» или «вогнутости»

В этом случае тень наносится на выбранную зону в целом, не разбирая её на отдельные элементы.

Если тень лежит по краям области, а серединка при этом остаётся светлой, объект напоминает подушку, т.е. получается выпуклым.

А вот если тень положить в центре, а края оставить светлыми, получится эффект «дыры», т.е. объект вогнутый.

-5

Пример "подушки" и "дыры"

3) Точечное затенение

На некоторых танглах интересно смотрятся приёмы, когда мы затеняем точечно. То есть ставим небольшую точку графитовым карандашом, а затем немного увеличиваем её в размере проходя растушёвкой по её краям. Например, этот эффект используют на горошинах, создавая тем самым блики, или на танглах которые по рисунку напоминают цветок, такое затенение здорово смотрится в сердцевинке цветка.

-6

Пример точечного затенения

4) Контраст

Тень также можно создавать с помощью чернил. Контраст возникает на границе пятен сильно отличающихся по тону (в нашем случае между чёрным и белым).

Контраст создаёт эффект света и тени, поэтому закрасив некоторые области чернилами, можно добиться интересного ощущения объёма. Особенно интересно он выглядит на геометрических танглах.

-7

Использование контраста на примере тангла Beeline

В данном случае я использовала ещё и серое пятно, которое является промежуточным по тону между белым и чёрным и помогает усилить эффект света и тени между светлой и тёмной областью.

-8

К некоторым танглам прямо в пошаговой схеме даётся несколько вариантов затенения, но помните, что вы всегда можете придумывать и свои. Не стесняйтесь экспериментировать с тенями в рамках одного тангла, они могут кардинально изменить его характер.

Давайте рассмотрим, как тень влияет на восприятие, на примере изученного ранее тангла Flukes.

-9

Разные способы затенения тангла Flukes

Так что тень может являться ещё и инструментом для создания различных вариаций одного и того же тангла.

Художник всегда хороший наблюдатель

По крайней мере один вариант затенения тангла показывается на его пошаговой схеме, поэтому, если вы пока не чувствуете, где нужно наносить тень, просто используйте предложенный способ. А со временем, начнёте чувствовать, как наносить тень, и появится желание экспериментировать.

А с сегодняшнего дня предлагаю начать наблюдать за предметами вокруг, так к вам  быстрее придёт понимание, с какой стороны и как именно тень ложится на объект и какой след оставляет за ним.

Вот пьёте вы чай, к примеру, поставьте кружку чуть подальше, прищурьте глаза, чтобы картинка поплыла, и пробуйте определить самое тёмное и самое светлое пятно. Когда изображение теряет чёткие очертания, вам проще увидеть пятна тона и насколько они отличаются друг от друга.

Делайте такое упражнение как можно чаще, оно поможет не только лучше понимать светотень, но ещё и неплохо скоротать время в дороге или в ожидании, а может даже немного натренирует глазные мышцы и улучшит зрение.

Как-то один очень уважаемый мной человек сказал, что хороший художник это внимательный наблюдатель. И вот, спустя много лет, я прекрасно понимаю, что именно он имел в виду, и полностью согласна с его высказыванием.

Так что не вздумайте переживать о том, что у кого-то нет за плечами художественных образований и прочих полезных знаний, просто смотрите вокруг широко раскрытыми глазами, как ребёнок наблюдает за миром.

Потихоньку начнёте замечать, что получается почувствовать “как должно быть”, и станете осознано применять тот или иной эффект на изображении. Кстати, наблюдение помогает не только с пониманием светотени, но и с композицией, цветом и ещё много с чем.

-10

Как развить в себе навыки

Наша зрительная память и способность проводить аналогии, строить параллели, это очень мощные инструменты в приобретении разного рода навыков. Поэтому кроме упражнения с прищуриванием, хочу порекомендовать ежедневно выделять немного времени для того, чтобы посмотреть работы хороших мастеров, это могут быть картины, фотографии, качественно снятые фильмы или книги. Ходите в музеи, посещайте выставки, обсуждайте увиденное.

Насмотренность очень важна, поэтому найдите свой источник вдохновения и пользуйтесь им с удовольствием.

Также полезно слушать истории искусствоведов и просто специалистов в той или другой области, это отлично развивает наш кругозор. На YouTube сейчас очень много интересной и бесплатной информации.

Я в последнее время убираю квартиру исключительно с наушниками в ушах. :)

Законы светотени

Для тех, кто всё же хочет разобраться в базовых законах формирования светотени, я добавлю небольшую схемку, где можно изучить принцип формирования светотеневого рисунка.

Схема светотени
Схема светотени

Упражнение

Закрепим материал на практике

Плиточка из видео урока
Плиточка из видео урока

Танглы урока

Ниже вы найдёте подборку танглов к этому уроку.

Не забудьте добавить схемы в свою коллекцию.

Изображения можно листать, в серединке справа и слева появляются стрелочки при наведении мышки на это место.

-13
-14
-15

ЗАДАНИЕ: Создайте одну или несколько плиточек с использованием разных способов затенения. Сделайте фото до нанесения теней и после.