Найти тему

Стивен Кинг "Как писать книги"

Дисклеймер:

Данный цикл обзоров предназначен для разбора непосредственных советов по лит. мастерству, потому может содержать эти самые советы частично или полностью.

Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!

Изначально, "Как писать книги" Стивена Кинга я читал не для того, чтобы узнать секреты короля ужасов, а просто потому, что это была еще одна книга моего любимого автора. К тому же по содержанию она на добрую половину состоит из автобиографии, отчего походит не на учебник (делай так-то и то-то), а на советы твоего старого друга, которому полностью доверяешь.

Еще автобиографичная часть вдохновляет, ведь пройдя через тяготы и трудности вместе с писателем (бедные больные ушки в детстве, переезд, работа в прачечной и так далее), мы невольно начинаем думать, что тоже сможем написать свою "Керри" и покорить мир!

И тут я сразу напомню вам про "ошибку выжившего" и сразу огорчу: одной этой книги и желания покорить мир будет недостаточно. Но начать можно и с нее.

Что же советует Стивен начинающим авторам? Давайте рассмотрим подробнее.

-2

1. Инструментарий

Нет, речь далеко не о текстовых редакторах и иже с ними. Кинг рекомендует в первую очередь обратить внимание на наш писательский словарный запас, который не только стоит пополнять и освежать время от времени, но и следить за правильностью его применения.

Если ваш словарный запас используется не только правильно, но и грамотно, то вы великолепны. Если, как и я, иногда допускаете ошибки, то в помощь текстовые редакторы с проверкой пунктуации и орфографии, словари (как бумажные, так и веб), различные сервисы и, конечно же, Розенталь (которого порой хочется взять и подарить, если вы понимаете, о чем я). И пусть многие сейчас уверяют (особенно поклонники некоторых книг), что с "ашипками" им читать даже легче, не ведитесь на это! Грамотный текст читать всегда приятнее, чем с ошибками или опечатками. Последнее, впрочем, простительно.

Еще следует не злоупотреблять страдательным залогом и наречиями. С первым понятно, а вот про наречия я бы поспорил, что это дело вкуса.

2. Стилистика

В тексте все должно быть прекрасно. Особенно абзацы. Каждый абзац обязан быть прекрасным, связным и цеплять.

Кто б спорил. Хотя... я б спорил. Бывают и проходные абзацы, ага.

3. Читай. Пиши

Если хотите быть писателем, вам прежде всего нужно делать две вещи: много читать и много писать. Это не обойти ни прямым, ни кривым путем - по крайней мере я такого пути не знаю.

Это тот самый совет, на который так и хочется воскликнуть: "Да что ты говоришь!" или "Ну давай, расскажи еще, как стать хорошим писателем".

Но на самом деле в этом простом совете заключается непреложная истина. Ведь читая, вы пополняете свой инструментарий - словарный запас, а когда пишите - запоминаете правильность написания слов и расстановки знаков препинания. Читая, вы узнаете о разных стилистиках, об использовании слов и словосочетаний, которые потом можете попробовать применить на практике, когда пишите.

Другими словами, этот простой совет самое лучшее, что есть в этой книге, после автобиографии, конечно же. И я тоже не знаю другого пути для становления писателя.

4. Выберите то, о чем вы будете писать

Часто призывают писать про то, о чем вы знаете, и в чем хорошо разбираетесь. Но далеко не все авторы хотят работать в жанре "современная проза", а бороздить на космических кораблях просторы Большого театра. Как быть? Слушать Стивена Кинга!

Пишите что хотите, потом пропитайте это жизнью и сделайте уникальным, добавив ваше знание жизни, дружбы, любви, секса и работы.

5. Лайфхаки. Вернее, "взлом" читателей

В своей книге книге Кинг делится своеобразными лайфхами на тему, что нравится читателю, чем их приманить. Не со всем я с ним согласен, но давайте разберем.

Описание - вот что делает читателя воспринимающим участником вашей истории.

Очень спорное утверждение. Кому-то они нравятся, кому-то подавай действия (ЭКШОН!!!!!!111адынадын). Потом, опять же, что считать описаниями? Знаменитый дуб Толстого? Или внутренние терзания героев Достоевского?

Плюс некоторые авторы злоупотребляют описаниями, но об этом мы поговорим при разборе другой книги для писателей.

Работа с диалогами. Герои не должны говорить однотипно, чтобы не слиться для читателя. Герои должны говорить естественно в рамках выбранной для них роли. Тоже самое можно перефразировать для поведения героев.

Аккуратнее с символикой и идеями. Пусть лучше их не будет, чем они станут "украшением на хромированной решетке".

Редактирование. У Кинга это два черновика и один чистовик. Но тут стоит помнить, что он - "писатель-исследователь", то есть изначально пишет и не знает, чем закончится его история. Если вы из таких же, то совет на счет редактирования после завершения вам подойдет. Впрочем, если вы пишите по плану, редактирование все равно не будет лишним, например, для усиления акцентов или банальной вычитки текста.

Выводы:

Некоторые мои знакомые писатели эту книгу не любят, а некоторые даже ругают. А мне она очень нравится. Потому что я люблю читать Стивена Кинга. Потому что я согласен с основным посылом книги:

Меня часто спрашивают, может ли, по моему мнению, начинающий автор получить пользу от курсов и семинаров. Те, кто об этом спрашивает, чаще всего ищут магическую пулю, или секретный ингредиент, или волшебное перо Дамбо, а ничего из этого в классах и коридорах не найдешь, как бы ни заманивали проспекты. Я лично сомневаюсь в действенности курсов для писателей, но я не против них.

Магического ингредиента нет, что бы там не показывали в сериале "Область тьмы". А потому остаются три кита, на которых стоит хороший писатель: чтение, написание книг, саморазвитие (самосовершенствование). И вот для начала саморазвития начинающего писателя эта книга вполне подойдет!