В России на протяжении долгого времени не существовало женского образования на государственном уровне. Даже представительницы знатных семей учились дома и не могли похвастать наличием диплома.
Ситуация стала меняться в 1764 году, когда в Петербурге по распоряжению Екатерины II было открыто «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Перед ним ставились задачи воспитать для государственных целей образованных женщин, которые были бы полезны обществу.
Общие положения
Императрица Екатерина II, будучи поклонницей идей французских просветителей, хотела создать в России учреждение, аналогичное Сен-Сирскому институту. Девочек брали на обучение в возрасте не старше 6 лет и оставляли на 12-летний курс обучения без права родителей забрать их домой ни под каким предлогом.
Воспитание и обучение в изоляции позволяло сформировать новый тип людей, избежавших влияния невежественной среды. Строгий устав института разрешал видеть родных исключительно по праздникам и выходным только при начальнице.
Набирали новых слушательниц раз в три года. В случае появления свободного места не разрешалось брать учениц со стороны, так как это могло негативно сказаться на сложившемся укладе. Классы в институте делились по возрасту учениц кратно трем годам, каждый из них имел свой цвет формы:
- 6-9 лет — коричневая;
- 9-12 лет — голубая;
- 12-15 лет — серая;
- 15-18 лет — белая.
Программа обучения и питание
Ученицы первого класса разделялись на 4 категории, в каждой из которых была своя преподавательница. В программу обучения входили танцы, шитье, вязание, катехизис, русский язык, инструментальная и вокальная музыка, рисование, арифметика, а также правила хорошего тона. Тем, кто переходил во второй класс, дополнительно полагалось изучать домоводство, историю и географию.
Одновременно слушательниц учили обслуживать себя — делать прически, ухаживать за обувью, одеждой, следить за соблюдением гигиены.
Третий класс состоял из 2 частей. На этом уровне в учебную программу добавлялась геральдика, основы архитектуры и литература. Ученицы начинали выполнять работы по хозяйству, включая пошив платьев и белья из предоставленного материала. Многие девочки писали пьесы для дальнейшей самостоятельной постановки.
В четвертом классе ранее изученные дисциплины (в том числе Закон Божий) повторялись и закреплялись. Приоритет в обучении выпускниц сводился к формированию навыков ведения хозяйства.
Их учили проводить расчеты, вести переговоры с поставщиками, давать оценку качеству товаров, а также оказывать помощь в воспитании младших детей.
Ежедневный рацион не отличался изобилием питания, чтобы исключить излишества. На завтрак девочки получали чай, булку, бутерброд с маслом, на обед постный суп без мяса, вечером чай с пирожком или булочкой.
Во время поста ученицы, как правило, завтракали несколькими картофелинами, на обед давали постный суп, кусочек рыбы и пирожок.
Парфетки и мовешки
Слушательницы Института благородных девиц делились на две категории:
- Парфетки — самые успешные ученицы, которые хорошо учились и имели безупречное поведение.
- Мовешки — те, кто был лишен достоинств первых. Были мовешки, которые специально шли против сложившихся правил.
Для нарушительниц режима были предусмотрены специальные наказания — прием пищи, стоя за особым столом.
Телесные наказания в Институте благородных девиц не использовались.
Некоторых слушательниц содержали частные лица — их можно было узнать по шейной ленточке соответствующего оттенка. Так, стипендиатки рода Демидовых носили померанцевые ленточки, а Салтыковых —
малиновые.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, комментируйте, делитесь публикацией в соцсетях.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!